Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

"Ба, знакомые всё виды!"
Влад РЖЕВСКИЙ 

встреча на эльбе любовь орлова65 лет назад началась работа над фильмом, давшим нашему краю путёвку в большое кино. В мае 1948 года в заштатный, лежащий в руинах Калининград приехал один из тогдашних «главных людей» в советском кинематографе – режиссёр Григорий Александров. К тому времени за плечами у него уже были такие хиты, как «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна». И к нам живой классик прибыл, чтобы поискать натуру для своей будущей картины – «Встреча на Эльбе». 

Идеальная натура 

Вместе с Александровым в том далёком мае приехал и оператор Эдуард Тиссэ. Подбирая места для натурных съёмок, они объездили всю Калининградскую область, побывали во многих городах и посёлках, на побережье, в полях и лесах, ещё хранивших следы войны. Если и имелись сомнения, они отпали. Бывшая Восточная Пруссия была идеальной (и при этом – бесплатной) декорацией для будущей ленты. 
Тогда же стал известен её сюжет. Апрель 1945-го. Преследующие гитлеровцев передовые части Красной Армии встречаются в немецком Альтенштадте с наступающими навстречу войсками США. Город разделён пополам рекой Эльба. Так одна его половина становится советской зоной оккупации, другая – американской. Сперва союзники добрые соседи. Но мало-помалу набирает обороты холодная война, и отношения начинают портиться… 

Работа – лучшее лекарство 

С этим фильмом связано немало историй. Порой – совсем неожиданных. 
встреча на эльбе фильм
…11 февраля 1948 года умер режиссёр Сергей Эйзенштейн. В числе прочих на похоронах была Валентина Кузнецова – одна из лучших отечественных вторых режиссёров. После траурной церемонии убитая горем Кузнецова (она помогала Эйзенштейну в работе над многими его картинами) вдруг услышала: 
– Валешник, будете со мной работать? 

«Кроме Эйзенштейна меня никто не имел права так называть, – расскажет она много лет спустя об этом моменте в документальном фильме «Вторая». – Я подняла голову к небу: меня Эйзенштейн к себе зовёт! Потом второй раз услышала этот голос, обернулась и увидела Александрова. Через два дня я была уже прикреплена к картине «Встреча на Эльбе». Набирала актёров, шустрила… Так Александров помог мне пережить смерть Эйзенштейна». 

Мёртвый город 

кенигсберг в фильме встреча на эльбеК июлю подготовительная работа была завершена, и в Калининград из Москвы прибыла уже вся съёмочная группа – полторы сотни человек. 
Бывший Кёнигсберг на всех произвёл сильное, тягостное впечатление. Владлен Давыдов, сыгравший коменданта советской зоны Альтенштадта майора Кузьмина (роль принесла 24-летнему актёру всенародную славу и Сталинскую премию), в одном из интервью так вспоминал о тех днях: 

– Многие дома были без крыш, без окон. Когда на эти дома падал лунный свет, то они со своими выбитыми окнами напоминали черепа с пустыми глазницами. Цвела сирень, во дворах благоухали липы, зелень прорастала повсюду, даже на крышах оставшихся домов. То, как снял это Тиссэ, – уникальный памятник войне. Кадры послевоенного Кёнигсберга лучше всяких рассказов свидетельствуют о том времени… 
В книге «Эти разные, разные лица» Сергея Капкова есть воспоминания Андрея Файта, который во «Встрече на Эльбе» исполнил роль нациста Шранка: 

любовь орлова в фильме встреча на эльбе– В 1941 году меня эвакуировали со студией «Союздетфильм» в Сталинабад. Я испытал тяготы эвакуационной жизни. Однако о войне знал по сводкам, газетам, фотографиям, рассказам и хроникальным фильмам. И вот я попал в Кёнигсберг, эту отчаянно защищавшуюся «неприступную крепость», павшую после неистового и кровавого штурма. Город был мёртв. Мы жили в Доме офицеров, случайно уцелевшем здании. Вокруг на целые километры простирались развалины. Три года прошло с тех пор, как отгремели здесь последние залпы. Улицы были расчищены от обломков, но пустые, полуобвалившиеся коробки домов стояли вдоль искорёженных тротуаров. Сейчас всё было тихо. Кое-где зелёный плющ уже начал подниматься и прикрывать зияющие раны. Больше всего меня поразил вокзал – замершие поезда, рухнувший на них переходный мост. Остановились часы – пять минут третьего. В этом было что-то уэллсовское… 

Кино и немцы 

Начавшиеся съёмки притягивали множество зевак. Киношники же посторонних не гнали – наоборот, активно привлекали к участию в массовках. Так, в номере нашей газеты за 18 июля 1948-го – чёрным по белому: «Располагающие свободным временем могут войти в тесный контакт с мастерами советского кино и помочь им создать новый фильм». 
Призывы «входить в тесный контакт с мастерами советского кино» находили горячий отклик у «располагавших свободным временем». 
Калининградке Евдокии Агапеевой тогда было пятнадцать: 

встреча на эльбе фильм– На тех съёмках мы с сестрой бегали в массовке. Три рубля в день платили! 
Впрочем, люди снимались бы и бесплатно. А кое-кто, наверное, ещё и приплачивал бы за такую возможность. Интересно же! Между прочим, Агапеева после тех памятных съёмок пошла учиться в Советске на киномеханика. Сказалась, видимо, великая сила важнейшего из искусств… 

А вот с немцами для массовок в бывшем Кёнигсберге было туго. Снова слово ассистенту режиссёра Кузнецовой: 
– Собственно говоря, мужчин-немцев в городе не было. Нам пришлось брать на съёмки пленных. Для этого ехали в лагерь. Когда я проводила съёмку посадки эвакуированных, зашла вместе с ними на пароход. И увидела, что там сидит женщина, а к ней прижался парень – пленный. Потом увидела девушку с парнем. И я вдруг поняла, что вызвала из плена, сама не подозревая, мать и сына. А ещё – влюблённых… И я им сказала: вы четверо оставайтесь с нами, пока снимаем… 

Плащ под честное слово 

За минувшие годы съёмки обросли байками. Вот, например, что рассказывал в своё время журналистам майор в отставке Фёдор Колесников из Самары. 
В ту далёкую пору он был сержантом. И однажды его откомандировали в Калининград. Выдавая в дорогу новенькую плащ-палатку, старшина предупредил: 

– Потеряешь – отсидишь на губе! 
И вот, значит, топает наш сержант по городу. Вдруг видит у реки – толпа. Узнаёт: идут съёмки «Встречи на Эльбе». Осмотревшись, с радостью видит в числе прочих своего любимого актёра Бориса Андреева. Причём тот тоже в форме сержанта. 

встреча на эльбе фильмТут выясняется, что для съёмок срочно нужна плащ-палатка. На площадке её нет. Кто-то из киношников замечает Колесникова: «Можно ваш плащ взять на время?» 
Но тот, помня напутствие старшины, – в отказ. Мало ли что? 

Тогда с катера спрыгивает сам Андреев, подходит, руку под козырёк: 
– Товарищ сержант! Одолжите плащ под моё честное слово! 

Как устоять? Отдал. А Андреев своим знаменитым баском пояснил окружающим: 
– Сержант, понимаешь, сержанта всегда поймёт… 

С плащом ничего плохого не случилось. А «Встреча на Эльбе» стала любимой лентой Колесникова. Не раз ходил на неё с женой, сыном и дочкой. И вся семья с особенным удовольствием смотрела кадры с той самой плащ-палаткой. 

Звезда спустилась с неба 

Во время тех съёмок можно было увидеть вблизи звёзд: Эраста Гарина, Фаину Раневскую, Ивана Любезнова. И даже – её величество Любовь Орлову. 
Сегодня, оформляя обложки носителей с этим фильмом, на первый план выносят главную звезду – Орлову. Хотя она сыграла там второстепенную роль. И будучи не сильно занятой на съёмочной площадке, Любовь Петровна попутно устроила гастрольный тур по области. 

любовь орлова в фильме встреча на эльбеПервое её выступление состоялось уже 17 июля – в Балтийске. А затем приму ждали в Гвардейске и Гусеве, Зеленоградске и Светлогорске, Советске и Черняховске. Поначалу она собиралась дать 25 концертов. Но народ просил ещё и ещё. В результате, например, к 29 августа она успела побывать в двенадцати городах и посёлках, дав сорок концертов! А впереди были всё новые и новые выступления – в Краснознаменске, Озёрске, Славске… 
Прощальный её концерт состоялся 12 сентября – в клубе на улице Бетховена в областном центре. В 1950-м улицу переименовали в честь Кирова. Так что клуб на Бетховена – это, получается, нынешний Дом офицеров. 

В тот вечер были неизменные аншлаг, овации, море цветов. А вот весь сбор от него пошёл в пользу детей-сирот, родители которых погибли во время войны. Кроме того, перед тем выступлением Орловой на сцену вышел её супруг Александров. Григорий Васильевич поблагодарил калининградцев за радушный приём и помощь в работе над картиной. 
В октябре 1967-го Любовь Петровна снова приезжала в Калининград. К слову, творческие вечера проходили всё в том же Доме офицеров. 

– Двадцать лет минуло с тех пор, как мы здесь снимали «Встречу на Эльбе», и я не узнала города, – говорила Орлова, общаясь с залом. – Тогда он лежал в развалинах, угрюмый и малолюдный. Сегодня на месте руин я увидела широкие проспекты, светлые дома и радостные улыбки горожан… 

Лишних билетиков не было

встреча на эльбеВ Москве «Встреча на Эльбе» вышла на экраны 16 марта 1949 года. В Калининграде – 21 марта. Для калининградской премьеры был выбран тогдашний лучший кинотеатр, «Заря». Билеты размели. Немудрено, это была первая советская игровая лента, снятая в янтарном крае. И у нас её ждали с особым нетерпением. 
Новую картину зритель принял на ура по всему Союзу. Оправдала она и особые ожидания калининградцев: знакомых до боли видов там оказалось хоть отбавляй. Более того, многие из тех, кто участвовал в съёмках, с восторгом видели на экране себя любимых… 

Когда-то о «Встрече на Эльбе» писали так: «Глубокий по своему идейному содержанию, политически острый фильм, который зовёт свободолюбивые народы мира к борьбе с поджигателями войны». Большинство искренне восхищалось им и как художественным произведением. В 1950-м лента получила Сталинскую премию I степени. 
Теперь этот фильм выглядит, скорее, пародией: пафосные речи, картинные позы, агитация в лоб. Но то, как он сделан с точки зрения операторской работы, вызывает восхищение и сейчас. Не зря оператор Тиссэ при жизни считался легендой советского кино. Не говоря о том, что во «Встрече на Эльбе» можно видеть тот Калининград, которого уже давно нет. 

А ещё «Встреча на Эльбе» дала янтарному краю путёвку в большое кино. Все киношники тогда узнали: в СССР нет лучше места для съёмок лент о войне. И уже вскоре в нашу область одна за другой потянулись съёмочные группы… 
Впрочем, это уже другая история. Источник информации

наверх