Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Владимир Николаевич ВАСИЛЬЕВ о встрече с Любовью Орловой

В этот день 11 февраля 2012 года вспоминаю о Великой Актрисе мирового кино -Любови Петровне Орловой, и что я с ней был знаком! Я помню, что Любовь Петровну мосфильмовцы поздравляли 11 февраля.
Я счастлив, что был хорошо знаком с этой выдающейся мировой актрисой, и храню светлую память несколько десятилетий!
Любовь ОрловаБережно храню фотографию с её автографом, подаренную в 1959 году, которой, я уверен, ни у кого нет!  Это фотопроба на роль в фильме Григория Александрова "Русский сувенир".
В этот торжественный 110 год рождения Любови Петровны, 11 февраля 2012 года, поделюсь небольшими воспоминаниями о моей причастности к этой Великой Актрисе.
Я хотел попасть в группу Григория Васильевича Александрова - легендарной личности Сталинской эпохи!
- Здравствуйте, товарищ Орлов! - так приветствовал Григория Александрова товарищ Сталин!
А Любовь Петровна Орлова была женой Александрова, но уже не первой!
На этом фильме у Григория Александрова было два вторых режиссёра: Арманд Павел Григорьевич (режиссёр-постановщик с Рижской киностудии, автор известной песни: "Тучи над городом встали") и Солуянов Фёдор Алексеевич (цирковой псевдоним Градолли).
Эти два режиссёра должны были представить меня Григорию Васильевичу Александрову как реквизитора на этот фильм.
Но могло получиться так, что при этом знакомстве могла оказаться и Любовь Петровна Орлова, как главная исполнительница роли в этом фильме, и которая всё время находилась при режиссёре.
Вот тут и началось!
В актёрский ансамбль были уже приглашены очень известные актёры кроме Любови Орловой: Элина Быстрицкая, Павел Кадочников, Эраст Гарин, Андрей Попов... Все Народные!
Из молодых был только Валентин Гафт (о нём особые воспоминания!).
- Через несколько дней мы тебя будем знакомить с Григорием Васильевичем Александровичем. Но хотим тебе сказать, чтобы внешний вид твой надо изменить. На встречу ты должен прийти в приличном костюме, модных ботинках, в галстуке, подстричься...
- Нет у меня костюма, и никогда не было! - ответил я.
- Попроси у кого-нибудь, - предложили мне.
- И у моих друзей ничего этого нет!
Они между собой пошушукались и отпустили меня.
На следующий день пригласили меня в костюмерную группы к тёте Ане Чуриновой. Она была одной из лучших костюмеров Мосфильма. Немного прихрамывала.

...Скоро состоится знакомство с Любовью Орловой!
На следующий день режиссёры Павел Арманд и Градолли Солуянов привели меня в костюмерную группы "Русский сувенир". А там ещё оказалась художница по костюмам Наумова Лидия Ивановна. С ней я работал на картине "Убийство на улице Данте",где режиссёром был Михаил Ромм.
Небольшое отступление:
Лидия Ивановна Наумова была родной сестрой известного актёра Михаила Ивановича Жарова. И она рассказывала, как её родной брат Михаил Иванович заставлял в детстве Лидию Ивановну быть лошадью! Садился на неё верхом и катался по квартире!
Продолжаю.
Стали на меня примерять одежду. Ничего не подходило по размеру: или велико, или мало, или..или..
Повели меня в гримёрную, чтобы привести в порядок мою шевелюру!
А тётя Аня несколько раз ходила на Центральный костюмерный склад, привозила на тележке груды вещей.
К концу дня что-то получилось! Даже не что-то, а что надо!
Даже одобрил бы модельер Слава Зайцев!
Кофейного цвета вельветовый костюм, будто пошитый по заказу, белая рубашка с импортным галстуком, модная причёска, бежевые туфли.
- Вот так и ходи! - решил Павел Арманд.
- Поскольку все вещи новые - надо их обносить - поддержала Павла Арманда костюмер тётя Алла.
- А если я испачкаю или зацеплюсь? - поинтересовался я.
- Носи аккуратно!, - добавил Градолли Солуянов.
- А если такое случится, - успокоила меня тётя Аня, - подберём ещё!
- Не успеешь испачкать и порвать,- добавил Павел Арманд, - завтра или послезавтра будем тебя знакомить С Григорием Васильевичем Александровым.
...Теперь попробуем вариант, если в кабинете окажется Любовь Петровна Орлова.- предложил Павел Николаевич. - Я буду за Григория Васильевича, а Градолли Алексеевич за Любовь Петровну Орлову!
Я рассмеялся! - очень похож!
Павел Николаевич Арманд ставит задачу:
- Вот как должно быть, если в кабинете окажутся Любовь Петровна и Григорий Васильевич.
Мы входим и говорим: Здравствуйте, Любовь Петровна, здравствуйте Григорий Васильевич. - Именно в такой последовательности.. Ты за нами повторяешь. Потом мы подходим к Любови Петровне и целуем ей руку, которую подаст. Потом я говорю, - продолжил Павел Николаевич,- Любовь Петровна, хотим Вам представить для работы в нашей группе - реквизитора Володю Васильева. - Старайся улыбаться, - настаивал уже Градолли Алексеевич,- и поменьше говори, чтобы не сказать чего-нибудь лишнего!
Всё запомнил! - согласился я, - только руку ей целовать не буду!
- Как это так! - удивились они вместе.- Все мечтают поцеловать руку любимой миллионам зрителей известной советской актрисе Любови Петровне Орловой , а ты не хочешь!
- Всё сделаю, как вы просите, а вот целовать руку не буду,- повторил я.- Я комсомолец, и не могу совершать буржуазный поступок.
- Ты что, не видишь как в коридорах Мосфильма при встречах обнимаются и целуются члены партии, известные люди?... Неужели ты не целуешь любимую девушку?
- Когда любишь - поцелуешь куда угодно! - уточнил я.
- Мы тебя просим, поцеловать Любовь Петровну не куда угодно, а её руку! Руку!...

Ладно,- согласился я, - поцелую, только после вас!
Кабинет Григория Васильевича Александрова находился в основном корпусе Мосфильма, на уровне 4-го павильона. Вход "Под часами".
Традиционно, у входа в кабинет, на стене висела табличка: "Режиссёр-постановщик Александров Григорий Васильевич."
Когда режиссёра не было на студии - кабинет был закрыт.
Напротив кабинета режиссёра Александрова были ещё две небольшие комнаты, закреплённые за съёмочной группой "Русский сувенир" : директора картины и для творческой группы.
Режиссёры Арманд и Солуянов решили провести репетицию моего знакомства с Григорием Васильевичем Александровым и Любовью Петровной Орловой.
В роли режиссёра Александрова был Павел Николаевич Арманд,
а за Любовь Петровну Орлову - Градолли Алексеевич Солуянов.
Арманд взял ключ у директора картины Вакара, ( забыл имя, отчество, но в дневниках имеется) и мы подошли к кабинету.
- Сейчас отрепетируем вариант, когда Григорий Васильевич будет в кабинете один, и я буду тебя с ним знакомить - предложил Градолли Алексеевич.
- Хорошо,- согласился я.
Павел Николаевич зашёл в кабинет и сел в кресло режиссёра Александрова.
- Начали! -скомандовал Солуянов и постучал в дверь.
- Заходите! - послышался голос, разрешающий войти.
Мы вошли в кабинет.
- Здравствуйте, Григорий Васильевич!,- направился Градолли Солуянов к "Александрову". Хочу Вам представить нашего реквизитора Володю Васильева.
- Здравствуйте, Григорий Васильевич! - повторил я и тоже пошёл рядом с ним.
Павел Николаевич (роль Александрова) протянул руку Солуянову и поздоровался с ним.
Я протянул Павлу Николаевичу (в роли Александрова) руку.
- Вот и покажешь свою невежественность! - улыбнулся Павел Арманд и продолжил: Не входи в кабинет,пока не услышишь: "Зайдите", "Да, да!" Не тяни руку для приветствия первым, если ты по возрасту младше, или по должности ниже! Всё понял?... Григорий Васильевич может и не подать тебе руку. Стой и жди дальнейшего действия.
И не вздумай садиться на диван, пока тебе не предложат!

Так получилось, что режиссёр Григорий Васильевич Александров приехал на Мосфильм вместе с Любовью Петровной Орловой.
- Сейчас буду тебя знакомить с Любовью Петровной и Григорием Васильевичем, - предупредил режиссёр Градолли Солуянов, - Ты всё помнишь, как мы тебя с Павлом Николаевичем учили?
- Всё помню! - подтвердил я.
- Самое главное,- напомнил он мне, - будь в хорошем настроении и не забудь поцеловать руку Любовь Петровне! Пошли!..
Градолли Алексеевич постучал в дверь кабинета режиссёра
Александрова.
- Да! Да! - послышался звонкий голос Любови Петровны.
Градолли Алексеевич приоткрыл дверь и пропустил меня впереди себя.
Любовь Петровна сидела в кресле, положив ногу на ногу.
Григорий Васильевич сидел за журнальным столом и что-то записывал.
- Здравствуйте, Любовь Петровна! Здравствуйте, Григорий Васильевич! - поздоровался Градолли Алексеевич.
Я повторил за ним эти же фразы.
Григорий Васильевич Александров не только не ответил на приветствие, он даже не посмотрел в нашу сторону!
Любовь Петровна, сидя в кресле, слегка улыбнулась и кивнула головой.
- Любовь Петровна! - по задуманному сценарию продолжил режиссёр Градолли Солуянов, - разрешите представить Вам Володю Васильева - реквизитора, для работы в нашей съёмочной группе.
Здесь я немного растерялся, поскольку всё пошло не по сценарию.
Градолли Алексеевич не подошёл к Любови Петровне, и не поцеловал ей руку! Григорий Васильевич не протягивал нам первым по старшинству и положению руку.
Вдруг Любовь Петровна поднялась с кресла, улыбнулась своей голливудской улыбкой и, протянув руку, направилась прямо на меня!
Я ожидал приближения этой Богини, необыкновенной красоты женщины! Мне так захотелось эту красивую руку и её нежные пальцы целовать!...Но она так высоко держала свою руку, что не дала возможности
прикоснуться к ней.
- Ну, что ж, Володя Васильев, будем работать! - дала своё согласие Любовь Петровна и обратилась к Григорию Васильевичу Александровичу :
- Григорий Васильевич, познакомьтесь с Володей Васильевым!
А Григорий Васильевич продолжал писать, не обращая внимания на обращения Любови Петровны. Будто и не слышит!
- Григорий Васильевич, - более настойчивым голосом повторила Любовь Петровна, - познакомьтесь с Володей Васильевым! Григорий Васильевич, не отрываясь от бумаг, не глядя на меня, приподнял руку. Я протянул ему свою руку для знакомства. Он на меня даже не посмотрел! Не видел меня, не видел моего
шикарного костюма, рубашки, ботинок, галстука!...
Через несколько дней меня заново представят режиссёру Александрову, но уже без Любови Петровны.
Я ему тоже понравлюсь, как и Орловой.
Предстояло мне работать почти год в этой группе.

наверх