Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

"СОМОВ И ДРУГИЕ" 1954 год,М. ГОРЬКИЙ

Режиссер – И. Анисимова-Вульф

Л. Орлова – 
Лидия Сомова

Ф. Раневская - Анна
Р. Плятт - Яропегов

Из книги А.Хорта "Любовь Орлова" (ЖЗЛ):

<>Как и в "Русском вопросе", следующая театральная оль Орловой была в советской пьесе - "Сомов и другие" Максима Горького. Она играла Лидию, жену главного персонажа.<>

<>Выше уже говорилось, что, подобно всем другим, театр имени Моссовета исправно обслуживал власть. Ту самую власть, от которой по первое число доставалось всем театральным руководителям, в том числе и Завадскому. <>

<>Пьеса "Сомов и другие" принадлежит к разряду тех произведений, которые милы начальству, а не народу. Для зрителей в ней мало интересного. <>Она писалась в 1931 году и впервые опубликована десять лет спустя. Поставили же ее и того позже. <>

<>Это единственная пьеса Горького, написанная на материалах советского времени. Она создавалась под впечатлением нашумевшего "шахтинского дела" (1928) и не менее громкого процесса "Промпартии" (1930). Из упоминаний персонажами этих двух событий можно сделать вывод, что действие "Сомова" разворачивается приблизительно летом 1930 года. Николай Сомов - инженер, антисоветчик, враг народа. Под статье му и его коллеги, обуреваемые одной целью - подорвать экономическую млщь Советского государства и с помощью заграницы реставрировать в СССР капитализм. Все эти пигмеи скулят от зависти, глядя на энергичных коммунистов и комсомольцев, энтузиастов, которые горят на работе, неуклонно стермятся к своей цели, приближению светлого коммунистического завтра, и совсем не боятся лая мосек, доносящегося из подворотни. Но злобной мелюзге не остновить их поступательного движения. Идейные противники построения социализма, Сомов и другие, будут посрамлены. <>

<>Затронута здесь мельком и тема фашизма. ее поднимает Лидия Сомова, догадывающаяся об истинном лице своего мужа. Она просит друга семьи Яропегова объяснить, что такое фашизм. Тот удивлен ее вопросом и не хотя говорит: "Ты знаешь: жизнь - борьба, все пожирают друг друга, крупные звери - мелких, мелкие - маленьких. Фашисты - мелкие звери, которым хочется быть крупными, а маленькие зверьки тоже хотят вырасти. Крупный зверь заинтересован в том, чтоб мелкий был жирнее, а мелкий - в том, чтобы маленький жирел. Для этой...доброй цели необходимо...именно то, что существует, то есть полная свобода взаимного пожитрания, а для свободы этой необходима частная собственность - зверячий порядок. Вот большевики и пытаются уничтожить основу зверячьего быта - частную собственность..Понятно?"<>

<>Получив такое определение сложного политического течения, Лидия считает, что теперь может дискутировать с мужем на равных и вызывает его на откровенный разговор. Сомов самозабвенно раскрывает перед ней свои карты...Лидия считает такие взгляды фашистскими и обвиняет мужа в двоерушии.<>

<>Легко ли далась Любови Петровне эта роль? В кратких характеристиках действующих лиц, помещенных перед текстом пьесы, автор представляет: "Лидия - лет 27, ленивые движения, певучий голос, жить ей одиноко и скучно; Арсеньева оживляет воспоминания юности ее, и потомуу она тянется к ней".<>

<>В период между "шахтинским делом" и процессом "Промпартии" Орловой, как и ее героине, ыбло 27. В 1929-ом воздух был пропитан страхом перед воцарившимся террором. Из страны были изгнаны многие ученые и писатели, репрессированы политические деятели, сосланы или казнены служители культа всех конфессий. Любовь петровна хорошо помнила, как отец и муж разговаривали дома о политике, спорили о сути начавшейся коллективизации, направленной на удушение крестьянства. Помнила, как арестовали Берзина. Помнила свои надого угнездившиеся ощущения неприкаянности и боязни разоблачения - вдруг в театре узнают, что ее муж - злостный вредитель? Как там прореагируют на это? Потом, глядишь, докопаются до социального происхождения родителей. В пьеме Лидия рассчитывает на помощь комсомолки Арсеньевой, а Орловой в реальной жизни нужно было надеяться только на собственные силы. <>

<>Любовь Петровна была не первой исполнительницей роли Лидиив в театре имени Моссовета. До нее эту роль играла и и в очечередь продолжала играть одна из заочных соперниц в кино - Валентина Серова. <>

<>Четырнадцатого мая 1955 года в газете "Вечерняя Москва" под рубрикой "Дневник Искусств" было опубликовано крошечное сообщение: "В состав труппы театра имени Моссовета вступила народная артистка СССР Любовь Орлова. В спектакле "Сомов и другие" она играет роль Лидии".<>

наверх