Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

"СТРАННАЯ МИССИС СЭВИДЖ " 1972 год,ДЖОН ПАТРИК

Режиссер – Л. Варпаховский

Л. Орлова – Этель Сэвидж (вводом актрисы занималась Анель Молчадская)

История этого спектакля с участием Орловой превосходно описана в книге Дм. Щеглова «Любовь и Маска»…Опуская все драматические коллизии, приведу лишь маленький отрывок из своих «Зарисовок»:

«Вернуться на землю – означало признать закономерность течения Времени, неумолимое приближение старости. «Я никогда не буду старухой!» - это все она, Любочка.

 Ставшая символом, идолом и вехой в истории отечественного кино, актриса боялась лишиться этого, открыв миру и самой себе то, что, в общем-то, никогда нельзя ни найти, ни потерять. Однако же, единожды приняв в себе саму себя, Орлова не только не проиграла, а, наоборот, выиграла в битве со временем: роль миссис Сэвидж, уж какая возрастная, а – пришлась впору, как идеально сшитый костюм, как идеальная личина, идеальная маска, не только не оттолкнувшая от себя, но - открывшая те, другие, возможности, от которых так упорно отказывалась Орлова, искусственно отдаляя неминуемое.»

Пожалуй, последняя роль Орловой оказалась и самой, по-настоящему, любимой, потому что ей не надо было ничего скрывать или преодолевать…Надо было оставаться самой собой, а это – наиболее сложная роль в жизни каждого из нас.

Интересное о спектакле (подсмотрено на форуме Кино.Театр. Ру)

Настя: Странная миссис Сэвидж.

"...В театре Завадского собрались три глыбы — Фаина Раневская, Любовь Орлова и Вера Марецкая. Иногда это выливалось в странные повороты событий.
— С одной стороны, Завадский безумно любил Марецкую, с другой… Она была в Париже, когда ей предложили пьесу “Милый лжец”. У Веры Петровны тогда сильно болело горло (она перенесла несколько операций на связках. — Авт.), и Завадский сказал: “Ты не выучишь этот гигантский текст, тебе будет тяжело говорить”. В результате пьеса “ушла”. Потом “Милый лжец” все-таки пошел в Театре Моссовета, но с Любовью Орловой в главной роли. Любовь Петровна была звездой кино, но никогда не была потрясающей драматической актрисой.
Дальше — больше. В роли одной миссис Сэвидж сошлись все три народные любимицы. Взрыв был неминуем. Раневская, первой сыгравшая эту героиню, умоляла Завадского освободить ее по причине страшной усталости и плохого здоровья. Тот пошел навстречу и предложил главную роль в спектакле “Странная миссис Сэвидж” Любови Орловой.
— И она согласилась? — гремела потом Фаина Георгиевна. — Даже не знаю, как теперь Орлову называть. Она хуже Гитлера!
— Любовь Орлова играла эту роль талантливо, тонко, — говорит Вульф. — А в этот момент были гастроли Театра имени Моссовета в Париже, и Марецкой не с чем было ехать. И Завадский срочно ввел ее на роль миссис Сэвидж.
Наверное, дело было не только в гастролях. Орлова не знала, что Марецкая умирает, а Завадский знал.
Измученная химиотерапиями, Вера Петровна выходит на сцену и делает миссис Сэвидж так, что потом скажут: она играла на нервах, как на скрипке. Старые театралы вспоминают, как на одном из спектаклей Марецкая расплакалась, ее партнер (в театре уже знали про рак) Константин Михайлов поклонился ниже обычного. Зал тоже плакал. Они прощались друг с другом. За кулисами плакал Ю.А.
Любовь Орлова дошла до самых верхов в попытках забрать свою миссис Сэвидж обратно. И ее сложно в этом упрекать — для вечной красавицы советского кино это тоже была последняя роль.
Но для радио и телевидения спектакль записывала Марецкая, хотя первоначально запись предложили Раневской.
— Звонил Пушок (так она называла Завадского. — Авт.). Сказал: Фаина, Вера очень плоха, ей немного осталось. Помоги ей, пусть запишет “Сэвидж”, откажись. Я отказалась, — призналась потом Фаина Георгиевна."

"Московский комсомолец" 
31.07.2006

Андромаха: Меня умиляет этот бразильский сериал(пост №85)описаный "Московским комсомолцем".Все рыдают,все звонят друг другу,все извиняются,делают реверансы - какя-то глупейшая оперетка,в которую верят только люди никогда не знавшие что такое "советский театр" изнутри.
Юрий Александрович Завадский,несмотря на внешнюю интеллегентность,был абсолютный сатрап и диктатор.Только ОН принимал решения и никогда ни с кем не советовался и не извинялся.В театре существовала "доска приказов" на которой вывешивались его "повеления" и больше они не обсуждались.К моменту возникновения в репертуаре "Странной миссис Сэвидж" Завадский был уже давно в разводе с Марецкой и она никак не влияла на его решения.И хотя Вера Петровна обожала роль "хозяйки театра",на самом деле там был один хозяин - Завадский.
Надо всегда помнить,что Завадский,Марецкая,Раневская и Орлова были люди одного поколения.Для него они были просто "девочки",актрисульки,которых можно было наказать,пощрить,приласкать или выставить за дверь.Раневскую он недолюбливал за злой язык и вздорность характера.Орлову он недолюбливал за то что ему Министерство Культуры "приказало" взять опереточную киноартистку в состав его академической труппы.Марецкая его раздражала тем,что и после развода считала себя его женой и вела себя соответственно.Я думаю,что все эти игры с составом исполнителей были просто способом манипулирования,способом "держать в узде" знаменитых дамочек.Но из всех троих,несомненно,в самом худшем положении была Орлова.За всё время пребывания её в театре Завадский ни разу не поставил спектакля,где Любовь Петровна была бы в первом составе и где бы пьеса была бы взята специально для неё.Такие люди,как Юрий Александрович,никогда не прощают,что какие-то министерские крысы им "приказывают".

Сейчас очень сложно,а в некоторых случаях и невозможно,судить о том,что сохранилось а архивах телевидения.В старом,советском "Останкино" существовала целая служба по "размагничиванию" плёнки.Делалось это в целях экономии(плёнка закупалась за границей и стоила очень дорого) и очищенная плёнка использовалась десятки и десятки раз.
К Дням Рождения и всевозможным юбилеям знаменитых актрис и актёров выезжали съёмочные группы ТВ и снимали их во время спектаклей.Я лично видела по телевизору и Раневскую и Орлову в сценах из "Сэвидж".Но это были только "кусочки",небольшие отрывки из спектакля.Сохранились ли они в архивах ТВ - неизвестно.Единственная полная версия "Странной миссис Сэвидж",судя по всему,существует только с В.П.Марецкой.

Ивлев Игорь: Наталья.
Именно об этом я и говорил ниже. Увы очевидно подобных записей для сравнения не сохранилось, так что остаётся только присоединиться к Вашему сожалению.

Андромаха: Ну Шапошникова,как парторг театра,конечно выбила себе роль после ухода великих див.Но её мужицкая простота,на мой взгляд,не имеет никакого отношения к сути аристократки Сэвидж.Думаю,как ни странно,идеальной исполнительницей(ту что написал драматург)была Любовь Петровна Орлова.
И Раневская и Марецкая были всё ж таки простоваты.Но,как известно,история не терпит сослагательного наклонения,сейчас сравнить не представляется возможным и мы имеем только одну исполнительницу запечатлённую на плёнке - Веру Петровну Марецку.Она играет блистательно.Трогательно,искрене,с хитрецой и в той манере,которая была свойствена только ей.
Но если отвлечься от всего и пофантазировать,то в театре им. Моссовета всегда была истиная Миссис Сэвидж - Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф.Настоящая аристократка,"маркиза серебрянного века" и совершенно потрясающая актриса.Жаль что к моменту создания спектакля она уже давно не выходила на сцену как актриса,а была очередным режиссёром и правой рукой Завадского.Думаю,что если бы она взялась за роль,то уложила бы на лопатки всех четверых "странных миссис Севидж" идеальным попаданием и идеальным пониманием этого уникального образа.

наверх