Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Елена ГРОМОВА "Идеальная актриса Любовь Орлова"
«Ставропольская правда» от 24 августа 2007 г.

любовь орлова«В Ставрополе с большим успехом прошли концерты народной артистки СССР, лауреата Сталинской премии Любови Орловой. Выступление известной в стране киноартистки, участницы фильмов «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Весна», «Цирк», «Встреча на Эльбе» и других, было тепло принято трудящимися». Это скупое сообщение помещено в газете «Ставропольская правда» за 29 марта 1953 года. Ни показа фильмов с участием любимой актрисы, ни ее портрета на страницах номера. Страна скорбела – совсем недавно умер Сталин. Не до Любови Орловой.

Но старые подшивки газет поведали нам и о другой встрече на ставропольской земле.

«С 13 июня ежедневно на экранах пятигорских звуковых кинотеатров зимнего и летнего «Севкавкино» демонстрируется (идущий с огромным успехом в настоящее время на лучших экранах столичных городов) блестящий звуковой фильм «Цирк». Производство киностудии «Мосфильм» выпуска 1936 года. Музыка композитора И. Дунаевского. В главных ролях: заслуженная артистка республики Л. Орлова и С. Столяров», – информировала 12 июня 1936 года газета «Северо-Кавказский большевик», выходившая в Пятигорске, который в то время был центром Северо-Кавказского края.

любовь орлова в фильме циркИсполнительница роли Марион Диксон уже была широко известна зрителям. Популярность пришла после выхода фильма Григория Александрова «Веселые ребята». Эта кинокомедия имела огромный успех. На «Веселых ребят» (или «джаз-комедию», как об этом объявлялось в титрах) достать билеты можно было с великим трудом. Она демонстрировалась не недели, а месяцы – с неизменным успехом. Поражали не-обычный сюжет фильма, его свежесть, легкость, подлинная веселость от первого до последнего кадра, задор и смелость постановщиков. Увлекала мелодичность музыки И. Дунаевского, органически связанной с действием, ее необычайная песенность. Казалось, что поют не только актеры, но и сама природа, садовая решетка, шаткий мостик, горшки на плетне. После нескольких сеансов на долгие годы стали всеобщим достоянием слова песен, звучащих в фильме. Такие, например:

Нам песня жить и любить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.

афиша любови орловойЗрителей пленяли красота, неотразимое обаяние, вокальный талант и пластичность молодой актрисы Любови Орловой, игравшей главную роль простой девушки из народа. В сущности, это была ее первая запоминающаяся встреча с миллионной аудиторией. В фильме она и сама словно бы радовалась всему тому, что ее талант излучал в зрительный зал: жизнелюбию, правде чувств, достоверности даже в самых эксцентрических ситуациях…

До этого в жизни актрисы была Московская консерватория, которую она закончила по классу рояля, Музыкальный театр, созданный В. И. Немировичем-Данченко.

На экране Любовь Орлова появилась в немом фильме «Любовь Алены», а затем в роли Грушеньки в звуковом фильме «Петербургская ночь». Героиня же Орловой, столь полюбившаяся зрителю, пришла из «Веселых ребят», а затем из «Цирка», из «Волги-Волги», из «Светлого пути» – из всех этих новаторских для того времени фильмов Григория Александрова, разработавшего и внедрившего в кино новую систему комедийной образности. Зрители были потрясены и заворожены. Казалось, Любови Орловой доступно все: владение словом, его смысловым и эмоциональным звучанием, пение и декламация, танцы и акробатика, лирика и эксцентрика, комедийность и высокий драматизм. Ей поверили. Ее полюбили.

Но вернемся в 1936 год. На Кавказских Минеральных Водах демонстрируется фильм Григория Александрова «Цирк». Вот как о его содержании, анонсируя кинокартину в одном из номеров «Северо-Кавказского большевика», рассказывал кинокритик Б. Лукьянов. Американская цирковая актриса Марион Диксон приезжает в СССР на гастроли. Она, как и многие иностранные артисты, зависит во всем от антрепренера. Диксон приезжает с маленьким сыном. Отец его – негр. Не зная о том, что в Советском Союзе все народы равноправны, Диксон скрывает свой «позор» – рождение «цветного» ребенка. Партнер Марион, бывший немецкий полковник Кнейшиц, грозит открыть ее «позорную» тайну и осуществляет угрозу. Тайна оказывает совершенно обратное действие: мать и сын находят покровительство и живое участие у цирковых артистов. Для Марион Диксон страна Советов становится новой родиной.

любовь орлова и григорий александровВ конце июля 1936 года во время демонстрации на экранах фильма «Цирк» на Кавказские Минеральные Воды приехали Григорий Александров и Любовь Орлова. К этому времени их союз был не только творческим, они стали мужем и женой. Отдыхая в Ессентуках, создатели фильма провели несколько встреч со зрителями. Одна из них состоялась 29 июля в летнем кинотеатре Пятигорска. Газета писала на следующий день: «Начинается просмотр фильма Григория Александрова «Цирк». При первом же появлении на экранах героини фильма Марион Диксон, которую играет Любовь Петровна Орлова, зрители устраивают овацию. По окончании картины актриса рассказала о работе над своей ролью…»

А вот еще одна информация из газеты «Северо-Кавказский большевик» за 30 июля, помещенная под рубрикой «На курортах»: «Заслуженная артистка республики Л. П. Орлова, известная всему Союзу по кинокомедиям «Веселые ребята» и «Цирк», 4 августа выступает в ессентукском театре. В программе первого концерта – Мусоргский, Даргомыжский, Глинка, Чайковский. Во втором отделении будут исполнены песни Марион Диксон из фильма «Цирк» и песенка Анюты из «Веселых ребят».

Редакция газеты воспользовалась пребыванием столичных гостей и предложила им выступить на своих страницах. Г. В. Александров в статье «Совет-ская кинокомедия» рассказал об опыте создания фильмов комедийного жанра и прежде всего о работе над кинолентой «Цирк». Основной идеей фильма создатели избрали идею расового равноправия, интернациональной солидарности граждан Советского Союза, идею любви к родине.

Много интересного поведал автор статьи. Лейтмотивом музыкальной комедии должна быть песня, легко запоминающаяся и проникающая в быт. Работая над маршем «Родина», заслуженный деятель искусств И. Дунаевский написал около 30 мелодий, прежде чем остановиться на одной из них.

Действие картины происходит, главным образом, на цирковой арене и за кулисами цирка. В одном из самых больших павильонов киностудии «Мосфильм» для съемок была выстроена огромная декорация цирка – амфитеатр, арена, ложи. Это сооружение поглотило двадцать вагонов леса. Днем и ночью амфитеатр и ложи были полны «публики». Ее составляли куклы. Во время съемок статистов сажали впереди вперемежку с куклами, и у зрителей при просмотре картины создавалось впечатление огромной живой людской массы.

Любовь Орлова в своей публикации в газете рассказала о работе над ролью. Актриса писала:«Здесь, в санатории, я получила письма из Омска, Ташкента, Ростова, Ейска и других городов… Молодые люди пишут о том, что они хотели бы встретиться с девушкой, похожей на лирический образ Марион Диксон. Женщины пишут, что мне удалось показать материнские чувства. Я счастлива тем, что моя работа доходит до сердец зрителей…»

Говоря о предстоящих съемках в фильме «Волга-Волга», Любовь Петровна отмечала, что в новой работе хочет показать: человек самой незаметной профессии, такой, как письмоносица Стрелка, способен на героические поступки.

В годы Великой Отечественной войны в образе Стрелки, полюбившейся миллионам людей, она снималась в «Боевых киносборниках».

После войны были фильмы «Весна», «Встреча на Эльбе», «Мусоргский», «Композитор Глинка» и другие, в которых актрисой сыграны самые разноплановые роли.

Любовь Орлова вошла в историю кино как настоящая звезда советского экрана. Григорий Александров писал: «Как ее встречали всюду, где бы она ни появлялась! Как родную, как желанную дочь и сестру. Народный характер ее героинь, ее простота, ее человеческое обаяние, ее громадная артистическая культура давно и прочно в глазах множества людей создали вполне реальный идеал советской киноактрисы. В этом нет преувеличения. Я это видел, чувствовал. Как режиссер, работая с идеальной актрисой Орловой, с необыкновенно высоким человеком…»

Источник информации

наверх