Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Киноведческие страницы. Глеб Анатольевич Скороходов

Глеб Анатольевич скороходовГлеб Анатольевич Скороходов — известный писатель, драматург, журналист, киновед. В 1958 году окончил журфак МГУ. Работал в звукозаписывающей студии «Мелодия». В 60-х годах был автором и режиссёром Главной редакции литературно-драматических программ Гостелерадио СССР. С детства коллекционировал грампластинки. Придя работать в фирму грамзаписи «Мелодия», он познакомился со многими звёздами того времени, среди которых Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко, Александр Варламов, Людмила Гурченко и другие. Вскоре в издательстве «Советский композитор» Скороходову предложили написать книгу о пластинках. Эта книга и прославила Глеба Скороходова. В 90-х Скороходов сотрудничал с телекомпанией АТВ, вёл «В поисках утраченного» и «Киноистории Глеба Скороходова». Лауреат премии ТЭФИ (1999). В 2001 году совместно с Аллой Пугачёвой создал цикл телевизионных программ «Вспоминая Рождество».

Элла Аграновская. В поисках утраченного. Интервью с Глебом Скороходовым

Глеб Скороходов.Мерилин Монро - плохая актриса. И сволочь

Глеб Скороходов: главное, чтобы была горячая вода!

Земляки вспомнили Любовь Орлову

Гдеб Скороходов. Актер умирает дважды: один раз - физически, а второй раз - в памяти
Новый блеск старых звезд

Во ВГИКе Глеб Скороходов ведет курс киножурналистики, то есть знакомит будущих режиссеров и операторов с особенностями жанров применительно к документальному кино. Журналист и редактор, которого профессия сталкивала со многими выдающимися артистами и музыкантами, он рассказывает об этом так увлекательно, что однажды один из выпускников, Алексей Гиганов, работавший в ту пору в Авторском телевидении, предложил Глебу Анатольевичу снять его рассказы на видеопленку. Так появились две первые программы, посвященные Леониду Утесову и Марике Рекк, которые понравились и руководству, и зрителям. Определились и два направления — артисты русские и зарубежные. А название взяли у Марселя Пруста — «В поисках утраченного времени», отбросив последнее слово.

И вот уже четвертый год ежемесячно выходит в эфир авторская программа Г. Скороходова, просто и человечно повествуя о судьбах тех, чьи имена некогда гремели, кто оставил в искусстве неизгладимый след, но о ком тем не менее мы знаем мало или вовсе не знаем.

…На выставке, посвященной искусству России и Германии начала века, с портретами Василия Кандинского, Веры Мухиной и Дмитрия Шостаковича соседствовало фото…Эдди Рознера, только вот труба виднелась не слишком хорошо. Две витрины рассказывали о творчестве музыканта. А потом Глеб Скороходов повел увлекательное повествование о том, как в 1910 году в Берлине в бедной семье родился Адольф Рознер, очень рано обнаруживший абсолютный музыкальный слух. Как с блеском закончил он Берлинскую консерваторию и играл в джаз-оркестре, гастролируя по Европе. Как Рознеру посчастливилось состязаться с самим великим Армстронгом. Солидное жюри признало победителем американского трубача, но Ади Рознера стали величать второй трубой мира. Армстронг подарил ему свое фото с трогательной юмористической надписью: «Белому Сачмо от черного Ади Рознера»…

Потом было бегство из оккупированной фашистами Польши, триумфальная концертная деятельность в Советском Союзе, громкая известность. А после войны, когда Эдди Рознер (имя Адольф по понятным причинам пришлось сменить) решил с семьей уехать в Польшу, его арестовали. 10 лет строгого режима — таков был приговор. Но фортуна не оставила музыканта: он уцелел в лагерях и, освободившись в 1953, играл так же вдохновенно.

Неурядицы в личной жизни, весьма прохладное отношение со стороны лиц, руководивших советским искусством, привели к решению уехать в Германию. В Берлине в возрасте 66 лет, одинокий и забытый всеми, Эдди Рознер скончался.

Скороходов воскресил историю жизни «второй трубы мира», нашел кадры, запечатлевшие Рознера на эстраде, и видя их, понимаешь, какой музыки нас лишили. Усердие не по разуму проявили и те, кому надлежит хранить драгоценные записи: на Всесоюзном радио Рознера поспешили объявить эмигрантом и размагнитить пленки с записями оркестра…

А в обворожительную Татьяну Окуневскую, молодую кинозвезду, влюбился…маршал Тито. После фильма «Ночь над Белградом» с ее участием Окуневская завоевала огромную популярность в Югославии. И когда она в 46-м оказалась в этой стране, Тито пригласил Окуневскую отобедать с ним. Это был даже не роман, а чистая романтика, вспоминает в передаче «В поисках утраченного» Татьяна Окуневская. Тито предложил в ее полное распоряжение киностудию и возможность играть все, что пожелает. Актриса отказалась: не могла она жить вне России…

В конце 48-го Окуневскую арестовали. Ордер подписал сам министр В. Абакумов. Шесть лет в ГУЛАГе, долгие шесть лет без дочерей, без театра и кино, без надежды вернуться. И все-таки она вернулась! И снова снималась, написала книгу «Татьянин день», сохранила очарование, артистизм и юмор даже в преклонные годы.

Глеб Скороходов всегда точно находит интонацию очередной теленовеллы. Он не пытается перевоплощаться в своего героя, а как бы «закавычивает» его речь, создавая ощущение, что именно так и говорил персонаж. Иногда ведущий выглядит как сдержанный хроникер, избегающий высказывать собственные оценки, порой в его голосе все же прорывается восхищение мастерством и талантом артиста. И все-таки у Скороходова преобладает повествование без комментариев. Сам Глеб Анатольевич объясняет это тем, что стремится избежать подобия театро- и киноведческих изысканий, в которых есть все — роли, мизансцены, режиссура, сценография и прочее, но не видно человека… Можно предположить, что Скороходов специально выбирает артистов, чьи судьбы изобиловали драматическими поворотами, взлетами и падениями. Глеб Анатольевич утверждает, что в любой жизни случаются неожиданные зигзаги, плавное течение просто невозможно.

Павел Кадочников, о котором сейчас пишет сценарий Глеб Скороходов, снимался много — и все в выигрышных ролях! Мужественный и находчивый советский разведчик, выполняющий труднейшее задание в фашистском тылу в фильме «Подвиг разведчика», Алексей Мересьев в «Повести о настоящем человеке», народный артист СССР, Герой Социалистического Труда…К тому же счастливая семейная жизнь. Жена, Розалия Ивановна, тоже актриса. Единственный сын пренебрег карьерой ученого, стал актером, чтобы сниматься вместе с отцом. Павел Петрович в нем души не чаял. И вдруг — автомобильная катастрофа, сын погибает…

Даже Любовь Орлова, прима советского кино, страдала от того, что сниматься удавалось меньше, чем хотелось, что раскрыться на экране полностью не получалось.

Удивительнее всего, что Скороходову и творческой группе «В поисках утраченного», оказывается, легче работать за рубежом. Там кинематографисты неизменно сохраняют все — дубли, бракованные варианты, рабочий материал. В Лос-Анджелесе снимали передачу о Бетт Дэвис. В одном из сохранившихся фрагментов актриса обнимает партнера, который произносит: «Я люблю тебя». Она отвечает: «Я тоже, но не могу больше — сейчас описаюсь!» и убегает в туалет.

У нас, увы, многое не фиксировалось на кинопленку. Как эффектно было бы показать Н. Черкасова на репетиции «Ивана Грозного»! Не снимали, к сожалению. Выход, конечно, Скороходов нашел: рассказ самого актера, другие воспоминания. С театральными артистами и того хуже. От легендарного С. Михоэлса остался лишь кусок пленки с монологом короля Лира…

…Когда Глеб Скороходов появляется на экране, бросаю все дела и смотрю. Знаю: обязательно расскажет он что-то новое, заставит еще раз просиять погасшую звезду…

наверх