Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь/ Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Н. Докторова "Любовь Орлова"

Журнал «Советский экран», 1982

любовь орлова в фильме веснаВ 1947 году в парижском зале Плейель состоялся концерт советской киноактрисы Любови Петровны Орловой. Только что на Венецианском фестивале фильм «Весна» был отмечен премией. А Любовь Орлова разделила звание лучшей актрисы года с Ингрид Бергман, сыграв в музыкальной комедии «Весна» две совершенно различных, даже контрастных роли — профессора Никитиной и опереточной актрисы Шатровой. И вот со сцены зала Плейель Орлова запела марш из кинофильма «Веселые ребята», получившего за тринадцать лет до этого в Венеции первый приз — Золотой кубок Второй международной кинематографической выставки.
С первых же слов зал подхватил песню на французском языке:
Мы можем петь и смеяться, как дети.
Среди упорной борьбы и труда,
Ведь мы такими родились на свете,
Что не сдаемся нигде и никогда!
В словах, музыке, в самом духе этого марша необыкновенно точно отразились творческая индивидуальность, актерская и человеческая сущность актрисы, хотя во время создания песни авторы ее еще не были знакомы с Любовью Орловой. Первая музыкальная кинокомедия режиссера Григория Александрова отразила радостную атмосферу социалистического строительства 30-х годов.
Однажды в Музыкальном театре имени Вл. И. Немировича-Данченко Александров слушал «Периколу». Заглавную партию пела Любовь Орлова. «Я увидел, что Орлова играет как хорошая драматическая актриса, превосходно поет и танцует, — вспоминает он. — Мы азартно спорили первые несколько дней нашей многолетней совместной жизни. Спорили, пока не поняли друг друга. А поняв, прожили душа в душу более сорока лет. Любовь Петровна стала моей женой. Ее требовательное отношение к искусству стало для меня путеводной звездой. Она во всех начинаниях была не только суровым, беспощадным критиком, но и другом- вдохновителем и неоценимым помощником» ( Александров. «Эпоха и кино» Политиздат. 1976, стр. 168).
любовь орлова Любовь Орлова представляла тот тип разносторонне одаренной актрисы, о котором мечтал знаменитый режиссер, один из основателей МХАТа, Вл. И. Немирович-Данченко. Не случайно именно в его музыкальном театре она начала работать хористкой в 1926 году. А ее первое детское выступление в музыкальном спектакле, поставленном Федором Шаляпиным силами детей у него дома, было замечено. На девятилетюю Любу обратил внимание Лев Толстой: подарил девочке «Кавказского пленника» и свой портрет с дарственными надписями. Позже Орлова училась в Московской консерватории, в балетной школе, занималась драматическим искусством у мастеров Художественного театра. Вскоре в Музыкальном театре имени Вл И. Немировича-Данченко она стала исполнительницей ведущих партий.
Но актриса мечтала о ролях современниц, захваченная, как и все советские люди, грандиозными преобразованиями в стране. До встречи с Александровым Орлова имела опыт работы в немом и звуковом кино, наиболее интересной была ее роль Грушеньки в кинофильме «Петербургская ночь» (режиссер Г. Л. Рошаль).
Небольшую первоначальную роль Анюты в «Веселых ребятах» талант Орловой сделал одной из центральных. Ей удалось органично соединить эксцентрику, лиризм, комедийность и музыкальность образа с его драматургической основой. Естественным в ее исполнении становился финал фильма, где невзрачная домработница в громадных ботинках и деревенских полосатых чулках, с торчащими в разные стороны смешными косичками на глазах у зрителей превращалась в прекрасную женщину, эстрадную примадонну.
В кинофильме «Цирк» актриса опять создала как бы два образа в одном: глубоко несчастная, страдающая от деспотизма своего импресарио звезда американского цирка обретала в Советской стране новую родину, любовь и счастье, преображалась в конце фильма в гордую и уверенную в себе и своем будущем женщину. Как равная среди советских людей, идет она в колоннах демонстрантов по Красной площади...
В «Волге-Волге» глубоко уверенная в своей правоте письмоносец Дуня побеждала бюрократа Бывалова. Апофеозом этой победы становилась сочиненная Дуней песня, подхваченная миллионами голосов и широко разливающаяся над Москвой, над Волгой, над страной...
Влюбовь орлова и григорий александрово всех этих фильмах тема Золушки, становящейся в Советской стране принцессой, оставалась главной. Завершал ее фильм «Светлый путь» (1940 год), в котором тема Золушки звучала уже не только в сюжете, где неграмотная гостиничная прислуга становилась ткачихой, потом инженером, депутатом Верховного Совета, но и в самих песнях, так полюбившихся зрителям.
С 1955 года Любовь Петровна Орлова — актриса Государственного академического театра имени Моссовета. В пьесах «Нора» Г. Ибсена, «Лиззи Мак-Кей» Ж. П. Сартра и «Милый лжец» Килти она выступила в новом для себя жанре психологической драмы.
Человек поразительной воли и самодисциплины, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий Любовь Орлова до последних дней жизни продолжала свой труд актрисы, сумела оставаться молодой в жизни и на сцене.
Наиболее ярко талант Орловой проявился в кино, где каждая ее героиня была одной из миллионов сильных и гордых советских женщин, строительниц новой жизни. Зрители дарили ей подарки, как своему товарищу по труду: шахтеры Донбасса — шахтерскую лампочку, челябинские тракторостроители — поршневое колесо... Писали, что ее роли помогают им строить и жить. Слава Орловой живет и поныне.

наверх