Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь/ Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Ростислав Плятт "Немеркнущий свет "
"Советский экран " 1980-е г.г.

Ростислав Плятт Любовь ОрловаВ творческой судьбе Л.П. Орловой меня всегда удивляло, что, появившись на театральных подмостках лет на десять позже, чем того бы хотелось, Любовь Петровна, чрезвычайно быстро заняла лидирующее положение в семье драматических артистов, и роли, ею сыгранные, вошли в копилку нашего театрального богатства.
Орлова начинала свой творческий путь как актриса музыкального театра, что было определено ее профессиональной подготовкой – тут и балетная школа имени А.В. Луначарского, и Московская консерватория по класс рояля и занятия вокалом…
А когда «великий немой» - кино – заговорил, запел, Орлова, снявшись в своей первой картине у режиссера Г.Рошаля, где сыграла роль актрисы Грушеньки и блестяще продемонстрировала владение всей палитрой актерского мастерства, сразу же привлекла к себе повышенный интерес кинорежиссеров.
Вся ее дальнейшая кинематографическая деятельность неотделима от творчества крупнейшего мастера кино Григория Александрова. Их первый совместный фильм «Веселые ребята» был дебютом советских кинематографистов на Международном кинофестивале в Венеции. И дебютом блестящим. Орлова стала самой известной советской киноактрисой, а фильм получил первую премию за режиссуру и музыку.
Не стану сейчас вспоминать все работы Орловой в кино, о них много писали и многие поколения советских зрителей хорошо знакомы с ее героинями. Можно выразить признательность и нашему телевидению: оно часто возвращает нам «Цирк», «Волгу-Волгу», «Светлый путь», «Композитора Глинку», «Мусоргского»… Последний фильм с участием Орловой – «Русский сувенир». Большинство этих лент вошло в золотой фонд отечественного кино.
Разумеется, мне особенно хочется сказать о работе Орловой в Театре имени Моссовета, где мне не однажды довелось быть ее партнером.
ростислав плятт и любовь орловаВ 1947 году Г.Александров снимал фильм «Весна», в котором Орлова играла две очень различные по характеру роли: ученую Никитину и актрису оперетты Верочку Шатрову. В фильме она много пела, танцевала, снова ее талант представал в полном блеске.
Работой с актерами занималась режиссер нашего театра И. Анисимова-Вульф, большой друг семьи Орловой. Ей первой и пришло в голову пригласить Любовь Петровну на роль Джесси в спектакле «Русский вопрос» К.Симонова, работа над которой началась в Театре имени Моссовета. Никогда до этого Орлова с драматическим театром дел не имела.
Александров кончал картину и режим работы на студии был очень жестким. Режиссер не отпустил Орлову на период застольных репетиций. Впервые она пришла в театр, когда актеры уже начали работать на выгородке.
Никогда не забуду, как на одной из репетиций появилась в зале ее легкая фигурка, быстро пересекла партер – как в воду бросилась. Орлова отлично знала текст ролей – свой и партнеров. Дома, в одиночку, она проделала ту часть работы над ролью, которую мы в это время осваивали в театре.
Конечно, у нее чувствовалось отсутствие опыта драматической актрисы, она вначале как бы набирала роль «кадрами», но врожденная одаренность помогла ей достойно войти в наш актерский ансамбль.
Играя Гарри Смита, я был ее основным партнером. Вспоминая эту работу Орловой, нельзя не отметить, что актриса сразу отказалась от прямолинейной трактовки Джесси как недалекой эгоистки, полярной по своим взглядам Смиту. Уходя от Смита, она любила его. Орлова играла женщину, приносящую жертву, освобождающую от себя Смита для борьбы. Это было оригинальное, глубокое осмысление образа.
В Москве «Русский вопрос» шел сразу в нескольких театрах, и, конечно, нам всем было приятно, что наша Джесси – Орлова – была признана критикой лучшей исполнительницей этой роли.
Без сомнения, такой «вскок» на сцену драматического театра был по силам только человеку редкой одаренности и трудоспособности.
Вскоре Орлова сыграла Лидию в «Сомове и других» М. Горького, Лиззи Мак-Кей в одноименной пьесе Ж. Сартра, Нору в драме Г. Ибсена, главную роль в «Странной миссис Сэвидж» Д. Патрика и создала свою прекрасную сценическую работу – роль Патрик Кемпбелл в пьесе Б. Шоу «Милый лжец».
Я уже упомянул о ее необыкновенной работоспособности. Ведь одного таланта было бы недостаточно, чтобы за столь короткий срок, что отвела ей жизнь на театр, успеть сделать так много.
любовь орлова в роли лиззи мак-кейДар Орловой – быть вне возраста, быть красивой, блестяще владеть голосом и телом – это труд. Она была рыцарем своей профессии. Вероятно, многое ей пришлось принести в жертву избранному делу и много, очень много трудиться: ежедневная сорокаминутная работа у балетного станка, занятия спортом, вокалом, хореографией… Она очень уважительно и строго относилась к своей профессии. Уже будучи «кинозвездой», усиленно овладевала в театре основами драматической школы, занималась постоянно с Анисимовой-Вульф.
У нее была уникальная особенность – она очень чутко улавливала малейшую фальшь и себя и у других. Не могу сказать, что меня всегда радовали ее замечания, но без внимания я их не оставлял.
Партнерами в «Лиззи Мак-Кей» мы не были. Я видел Орлову из зрительного зала. Это была очень любопытная работа. Проститутка Лиззи, крикливая, вульгарная, грубая, была и физически, и духовно как бы антиподом самой актрисы, и в день спектакля эта роль требовала от нее гигантской перестройки всего своего человеческого аппарата. Орлова говорила, что для того, чтобы сыграть хотя бы одну лишь, если так можно выразиться, голосовую партию Лиззи, ей надо распеться, пропеть все гаммы и сольфеджио, чтобы от крика Лиззи не потерять собственный голос.
Роль Патрик Кемпбелл («Милый лжец» Б. Шоу) предполагает значительные возрастные перемены. Орлова была одинаково прекрасна в каждый период жизни своей героини. У нее по роли были слова, которые в равной мере можно отнести к самой актрисе: «И мне никогда не будет больше тридцати девяти лет, ни на один день!»
Зрительный зал в этот момент сотрясала буря аплодисментов. Это была благодарность актрисе за совершенство, умение сохранить неувядаемую красоту, женственность, молодость.
Будучи больной, Любовь Петровна звонила из больницы, говорила, что поправляется – она верила в это, - что болезнь позади, мы встретимся и будем снова работать, работать, работать… Она – великий жизнелюб, была полна сил и желания трудиться.
Когда Любови Петровны не стало, мы хотели ввести на роль Патрик Кемпбелл другую исполнительницу, чтобы сохранить спектакль в репертуаре, но жизнь еще раз доказала, что незаменимые есть. С уходом Орловой умер спектакль.
Вот уже несколько лет как ее не стало. В кино героини Орловой продолжают смеяться и петь, покорять молодостью и красотой.
А впечатления о работах Любовь Петровны в театре сохраняются пока в воспоминаниях ее партнеров и зрителей ее поколения. Но время идет.. Все уходят.. Хотелось бы, чтобы бережно собранные материалы о деятельности народной артистки СССР Л.П. Орловой на сцене драматического театра стали достоянием новых поколений.

наверх