Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Уникальная запись передачи ВИНИЛ с воспоминаниями Григория АЛЕКСАНДРОВА о создании "Песни о Родине"

 

Ниже - видеозапись передачи "Год в истории. 1936. Песня о Родине"

 

И еще ниже - текстовая запись радиопередачи 1953 года!


Занимательно киноведение. "ПЕСНЯ О РОДИНЕ"

Зимой 1953 года в одной из студий Государственного дома радиовещания и звукозаписи встретились известные мастера кинематографа – создатели популярных кинокомедий «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга».
Эта встреча была связана с подготовкой на радио творческого вечера народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, кинорежиссера Г.В. Александрова.
Над передачей работали радиожурналисты Ю.Летунов и Ф. Свешников. Рассказы участников этой передачи – живая страничка из истории советского кино.
Итак, спустя многие годы вслушаемся в эти голоса.

любовь орлова исаак дунаевскийЛюбовь Петровна ОРЛОВА, народная артистка СССР:
- Это было в 1933 году. Я играла на сцене театра имени Немировича-Данченко Периколу в оперетте Оффенбаха.  Во время спектакля я узнала, что в зрительном зале находится кинорежиссер Александров и что он выбирает исполнителей для своей новой комедии. Имя Александрова было нам, актерам,  известно по ряду картин. И когда через некоторое время  я получила приглашение приехать на киностудию для пробы на роль домработницы Анюты в фильме «Веселые ребята», я необычайно обрадовалась.
…Текст на бумаге не передает и тени того богатства чувств, оттенков, интонаций, которые звучали в голосе. Любовь Петровна говорила так, словно заново переживала ту давнюю, первую встречу с кинорежиссером…
В 1953 году мы еще не умели, к сожалению, записывать выступающих без текста и много раз вместе с Любовью Петровной переделывали текст, сокращали его. Звукорежиссер сделал несколько дублей, Орлова внимательно выслушала все, выбрала самый выразительный. Как чудесно менялся голос актрисы. А когда она пела, голос звучал звонко, молодо, задорно…

Л. Орлова:
- Я и не предполагала, сколько неожиданных трудностей встретит меня в кино.
Кропотливо, с большим терпением объяснял нам Александров свою тогда уже установившуюся систему работы с актером в фильме.
Прошли долгие месяцы напряженного труда, прежде чем я добилась первых успехов. А когда я услышала похвалу режиссера, то это так воодушевило меня, что мое тогдашнее состояние было похоже на состояние Анюты, когда она поет:
Сердце в груди
Бьется как птица.
И хочешь знать, что ждет впереди,
И хочется счастья добиться.
Наша музыкальная комедия «Веселые ребята» признана народом. Песни из картины разлетелись по всей стране. Мы услышали наш марш на Красной площади в день 1 мая 1934 года, а позже с радостью узнали, что  Всесоюзное совещание стахановцев в Кремле закончилось общим пением марша «легко на сердце от песни веселой». Прошло немного времени, и эта музыка перелетела рубежи нашей страны…
Исаак Осипович Дунаевский пришел в радиостудию взволнованный, самоуглубленный. Записывать его было трудно, внутреннее напряжение композитора передавалось окружающим…
Исаак Осипович ДУНАЕВСКИЙ, народный артист РСФСР, композитор:
орлова дунаевский- Я познакомился с Г.В. Александровым в Ленинграде, в доме Леонида Осиповича Утесова. Это был 1933 год. Режиссер готовился к постановке задуманной им музыкальной кинокомедии «Веселые ребята», собирал актеров и актрис, присматривался и к композиторам, которые могли бы стать его сотрудниками в предстоящей работе. Моя встреча с Александровым, остановившим свой выбор на мне по рекомендации Утесова, стала началом многолетней и продуктивной совместной работы в музыкальной кинокомедии.
…Наступало время нового, многообразного по темпам и жанрам искусства, время новых песен, ярких, бодрых, образных, с которыми советский человек мог бы работать, любить, отдыхать. И, может быть, самая большая заслуга Александрова в том, что он, как гражданин и художник, понял, насколько нужна народу музыкальная комедия, почувствовал, какие огромные возможности таятся в творчески тесном сосуществовании экрана и песни, экрана и музыки.
Задолго до начала съемок фильма  «Веселые ребята» мы с Александровым разработали подробный «сценарий»  будущей музыки. Целые большие эпизоды мы продумали скрупулезно, с точностью до 10-15 секунд звучания отдельных кусков, еще тогда, когда не было снято ни одного метра будущей картины.
Александров широко использовал метод съемки под фонограмму. Он первым ввел его в советский кинематограф.
«Марш веселых ребят» зачинает новый тип советской массовой песни, которую можно назвать звуковым плакатом. Музыкально – это бодрый марш с упругим ритмом, словесно – это строфы патриотического  наполнения, окрашенные в лирические тона. Этот тип массовой песни прочно утвердился с тех пор в советской кинематографии в музыкальном творчестве. Сколько беззаботного веселья и озорства в Александровской трактовке «Марша веселых ребят»! Какую глубокую человечность, мягкость проявил он в режиссерском использовании «Песни о Родине»! Сколько фантазии и изобретательности вложено им в эпизоды «Наваждения» и «Столкновения мотивов» в картине «Волга-Волга»!
В кинокомедиях Александрова песня зазвучала в полную силу, получила небывалую до тех пор идейную и тематическую нагрузку. Одним из характернейших ее признаков стал лозунг, идейное послесловие: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».
Фильм «Цирк» выходил на экраны страны в волнующие дни принятия Конституции СССР в 1936 году. Этому фильму был нужен яркий звуковой образ – символ, который, словно гимн, вобрал бы в себя чувство любви к Родине, по-новому раскрыл величие страны победившего социализма.
Полтора года мы работали в соавторстве с поэтом Василием Лебедевым-Кумачом и с режиссером Александровым над этим совсем небольшим музыкальным произведением. Было написано и затем отвергнуто 36 вариантов. И вот появился 37-й вариант, который начинается простыми полнозвучными словами «Широка страна моя родная». Это и была «песня о Родине». И она действительно стала вдохновенным гимном нашей стране, родине небывалого в истории братства народов.
Случилось так, что когда кинофильм «Цирк» вышел на экраны Москвы, то в тот же вечер по радио была передана «песня о Родине». Ее услышали в самых отдаленных уголках нашей необъятной страны. Экземпляры картины гораздо медленнее, чем радиоволны, распространялись по городам и селам Союза. И вот через некоторое время после выхода картины Григорий Васильевич Александров получил письмо от комсомольцев с Северного Урала. Они только что посмотрели новый фильм «Цирк». В своем письме комсомольцы благодарили режиссера за то, что в картине звучит НАРОДНАЯ «Песня о Родине».
В 1937 году на экранах появилась новая кинокомедия Александрова, «Волга-Волга». Этот веселый, жизнерадостный музыкальный фильм о народном творчестве и многочисленных талантах, рожденных советским строем, быстро завоевал симпатии зрителя.
Игорь Владимирович ИЛЬИНСКИЙ, народный артист СССР:
- Мне вспоминаются встречи с Григорием Васильевичем во время съемок фильма «Волга-Волга», беседы о комедии. Он рассматривал смех как средство для выражения идей, чувств, мыслей, как могучую силу в борьбе с отсталостью, косностью.
В кинофильме «Волга-Волга» я исполнял роль Бывалова – его бюрократическую косность и головотяпство, себялюбие, тупость в сочетании с хитростью.
Имя «Бывалов» сделалось у нас нарицательным.
У Бывалова вечно недовольный вид, он любит становиться в позу. Он отстает от кипучей жизни, но никогда не признает этого. Разговаривать с людьми Бывалов не желает,  попасть к нему можно только после боя с секретарем. Вспомните подпись Бывалова с бесконечными завитушками!..
…Когда Ильинский рассказывал это в студии, то, казалось, сквозь стекло аппаратной мы различали веселые искорки в глазах Игоря Владимировича: «Вот как я его!»
И. Ильинский:
- В кинокартине «Волга-Волга» есть такой эпизод. Парусник «Лесоруб», на котором едет коллектив художественной самодеятельности во главе с письмоносицей Петровой, обгоняет пароход «Севрюгу», где главенствует бюрократ Бывалов.
Бывалов приказывает машинисту дать самый полный ход. Но машинист отвечает, что  пара не хватает, и требует на помощь людей. Тогда Бывалов призывает всех: «Товарищи! Товарищи! Пойдем на помощь нашим кочегарам!»
Он начинает снимать пиджак и кричит: «К топкам, друзья! К топкам!» Убедившись, что все приступили к работе, Бывалов спокойно надевает пиджак и уходит.
Эту сцену Григорий Васильевич репетировал несколько раз, и мне пришло полдня учиться, как лучше быстро снимать и надевать пиджак. И только после того,  как режиссер добился точного выполнения своего замысла, началась съемка.
Вспоминается и такой случай.
По ходу действия фильма мне нужно было прыгать со средней палубы парохода в воду. Съемки шли осенью, ну, и прыгать в воду не хотелось. Шутя я сказал, что лучше бы мне прыгнуть с верхней палубы… Григорий Васильевич решил эту мою шутку принять всерьез и рассказывал всем, что Ильинский будет прыгать с верхней палубы.
После этого отступать было некуда!
Я надел шерстяной костюм, взял в руки портфель, надел тяжелые ботинки и прыгнул с верхней палубы в ледяную воду. Довольный собой, я вышел на берег, предвкушая заслуженный отдых. Но не тут-то было! Режиссер объяснил, что сцена не удалась и предложил прыгнуть еще раз. Делать нечего. Прыгнул еще. Но Григорий Васильевич не успокоился. У него нашлось много замечаний: то я плохо болтал ногами во время прыжка, то я не так держал злополучный портфель бюрократа.
Так мне пришлось восемь раз прыгать в ледяную воду, следуя требовательным советам режиссера. Мне хотелось крикнуть словами Бывалова: «Не потерплю! Не позволю!» Но когда я смотрю фильм, то мне нравится сцена, о которой я только что рассказал.
У Александрова всегда прекрасно сочетается серьезное и смешное, а это признак большой высокой комедии.

Подготовил и прокомментировал публикацию Ф. Свешников.

Перед тем, как послать этот материал в набор, редакция направила его Григорию Васильевичу Александрову. В ответ он написал:
С интересом познакомился с этой страничкой из богатой истории создания советской музыкальной кинокомедии. Разыскав этот материал в фондах Всесоюзного радио и подготовив материал к печати, редакция проявила добрую инициативу. Думаю, что читателям будет также небезынтересно узнать о том, как рождалась наша музыкальная кинокомедия, как создавались песни для этих картин, как работали на съемках народные артисты СССР Любовь Орлова и Игорь Ильинский.
Герой Социалистического Труда,
Народный артист СССР
Г. Александров
Москва, 1980 год

наверх