Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Легенда
Николай Павловский: "Драка в «Веселых ребятах» начинается с того, как один музыкант бросает другого через себя. Это как раз я и бросал."

Татьяна БУЛКИНА. "РОДНАЯ ГАЗЕТА" № 9(261), 15 июня 2009 г.

николай оттоУвидев его Чаплина, Сталин сказал: «О, у нас есть свой Чаплин. Снимать надо».
В этом году у знаменитой киноленты, снятой на советской «фабрике грез» в 1934 году, юбилей. «Веселым ребятам» исполнилось 75 лет. На вечере, посвященном творчеству кинорежиссера Григория Александрова, снявшего эту и другие легендарные фильмы – «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Цирк», «Весна», вспоминали не только Григория Васильевича и его музу – кинозвезду Любовь Орлову, но артистов, игравших в эпизодах. В числе других называлось имя Никки Отто. В комедии «Веселые ребята» он играл одного из музыкантов джаз-оркестра Леонида Утесова, а в фильме «Цирк» исполнил интересную роль Чарли Чаплина.
Почему-то все считают Никки Отто чехом. Но на вечере вдруг выяснилось, что Чарли Чаплина сыграл наш артист эстрады Николай Павловский: в титрах фильмов значится его псевдоним. В музее МВД, где и проходил это вечер, хранятся документы, рассказывающие о работе Николая Павловского в 1941 – 1942 годах в театре московской милиции «Ястребок». Много раз с коллективом театра артист выезжал на фронт, выступал перед защитниками Москвы.
Недавно Николай Иванович отметил свое 96-летие. Наш корреспондент отправился в гости к этому легендарному человеку. <>

– Николай Иванович, а как вы в кино попали?
– Григорий Александров и Любовь Орлова часто бывали в мюзик-холле. Им понравился наш номер. Мы изображали драку на сцене. Режиссер пригласил сниматься в фильме «Веселые ребята». Помните, там был целый коллектив утесовских ребят. И мы среди них. В этой кинокомедии музыканты дрались. Мы с Каштеляном играли на первом плане.
Драка в «Веселых ребятах» начинается с того, как один музыкант бросает другого через себя. Это как раз я и бросал. Съемки были нелегкими. Фильм снимали ночью. Днем и вечером артисты были заняты в своих коллективах.
На съемках «Веселых ребят» Любовь Орлова испортила настроение моей подружке Ане Дубашовой. Помните, в самом начале фильма открываются ворота? Их должна была распахивать Аня. Она была очень симпатичной. Орлова устроила Александрову скандал. Не хотела, чтобы молодая и красивая снималась вместе с ней. У Ани роль отобрали. Неделю она рыдала дома. Я ничем помочь не мог.
Была и еще одна артистка очень хорошенькая, должна была Райку играть. Ее полгода снимали, а потом заменили на другую, толстенькую.
– Какая у вас роль в картине «Волга-Волга»?
– Снимался в малюсеньком эпизоде, играл на ложках. В «Зорях Парижа» изображал фокусника в кафе. Снимался с собачкой. Мне ее на время съемок цирковой приятель дал. Какое-то время собака жила у меня. Интересно она вела себя. Полежит-полежит и начинает крутиться на задних лапках. Я ее хвалю: «Молодец, иди отдыхай». Проходит некоторое время, она опять вскакивает и показывает свое умение. Очень меня веселила. Она и в фильме танцевала. Самая большая моя кинороль – в «Цирке».
иколай отто любовь орлова– Чарли Чаплин – ваша любимая роль на эстраде и в кино?
– Не могу так сказать. Все роли свои люблю. Чарли Чаплина обожаю как человека и как актера. Это была особая личность. В 60-е годы я выступал в ансамбле пантомимы, псевдонима у меня уже не было, пел даже песенку:
     Я – Чаплин никаковский,
     Я – Николай Павловский.
     Привез я вам московский 
     Свой пламенный привет.
Александров очень хотел, чтобы в фильме «Цирк» был Чарли Чаплин. Он восхищался талантом этого артиста. Во время своей командировки в Америку Григорий Васильевич встречался с Чаплином, был очарован его личностью, поэтому и хотел, чтобы он присутствовал в фильме. Меня режиссер вызвал на пробы, но на роль не утвердил. Он встретил человека, который как две капли воды был похож на Чаплина внешне. Решил, что тот и будет играть.
Я уехал на гастроли. Неожиданно приходит телеграмма, меня вызывают на съемки. Оказывается, артист, похожий на Чаплина, ничего не умел делать. Был очень статичен.
Мое утверждение на роль не смог пережить партнер. Каштелян тоже пробовался у Александрова, но не прошел. Перед моим отъездом на съемки мы с ним работали на сцене. Я выполнял серьезный трюк, должен был в воздухе крутиться. Каштелян меня подкинул, а ногу специально удержал. Я упал, сильно ушибся, чуть не убился.
– Выясняли отношения с партнером?
– Сказал: «Что же ты делаешь?» Каштелян не ответил. Обидно ему стало. Его не взяли на роль, сказали, что губы некрасивые, а я – Чарли Чаплин.
– Во время съемок с Любовью Орловой вы общались?
– Постольку поскольку. С ней приятно было работать. Любовь Петровна всегда была хорошо подготовлена. Репетировать на площадке уже не надо было. Но она не самой лучшей танцовщицей была. Помните, как на пушке танцевала? Не очень все это было профессионально. Я могу судить о танцах, в свое время хорошо танцевал и даже бил чечетку.
– Орлова работала без дублера?
– Дублерша была в эпизоде, когда пушка выстреливала и вылетала артистка. Прима хотела сама сниматься, но Александров ей не разрешил.
– А какой в жизни она была?
– Скромной. Говорила спокойно. Перед режиссером держалась, как все артисты. Не показывала, что она прима. Производила впечатление очень умного человека.
– Дома у звезды вы были?
– Один раз был. Обычная квартира, скромность во всем.
– Известно, что фильм «Цирк» Сталин смотрел на даче.
– Когда увидел моего Чаплина, сказал: «О, у нас есть свой Чаплин. Снимать надо». Но разве Орлова дала бы? Все было выстроено на нее.
– Много сплетен ходило и ходит о том, что брак Орловой и Александрова был формальным, что режиссер был в интимной связи с Эйзенштейном.
– Как вы понимаете, я за ногу никого не держал. Я видел Орлову и Александрова только во время работы. Их отношения были деловыми. Один раз, когда Александров неважно себя чувствовал, Орлова привозила ему обед на съемочную площадку. Еще до войны на эту тему разные сплетни ходили. Чтобы прекратить все это, про них сняли маленький документальный фильм.
– В картине показали милые семейные отношения?
– Нет, скорее деловые. Они вместе на симпозиуме, на каких-то встречах, на съемках.
Сплетни об Александрове и Эйзенштейне ходили, наверно, потому, что режиссеры вместе три года были в Голливуде. Туда в командировку их направило наше правительство. По заказу руководства Мексики советские режиссеры снимали фильм об этой стране. <>
Кинофакт
В 1933 году начальником Главного управления кинопромышленности СССР стал Борис Шумяцкий. После поездки в США он запланировал генеральную реконструкцию советского кинематографа и создание в Крыму на основе американского опыта южной студийной базы производства фильмов, реализующей принципы технологии массового производства – «советского Голливуда». Для начала Шумяцкий предложил экранизировать эстрадную постановку Леонида Утесова и Исаака Дунаевского «Музыкальный магазин», но режиссер Григорий Александров решил создать оригинальное произведение. В качестве сценаристов он пригласил комедийных драматургов Николая Эрдмана и Владимира Масса. Их сценарий, названный «Джаз-комедией», был прочитан в Доме ученых. Успех был просто сумасшедший. Но съемки фильма проходили в тревожно-напряженной атмосфере: в октябре 1933-го оба сценариста были арестованы прямо на съемочной площадке в Гаграх.
Первый просмотр «Джаз-комедии» проходил на подмосковной даче Алексея Максимовича Горького. Тогда-то, по одной из версий, картина и обрела свое привычное название. Говорят, среди зрителей был деревенский паренек, который восторженно воскликнул: «Веселые ребята!» Другая версия гласит, что определиться с названием ленты помог товарищ Сталин.
Если простые зрители были в восторге от ленты, то официальные критики объявили ей войну. Но Шумяцкий не захотел смириться с этим – 28 июля 1934 года он написал письмо Сталину, в котором попросил лично решить судьбу картины. Сталин после просмотра сказал: «Очень веселая картина, я как будто месяц в отпуске провел. Будет полезно показать ее всем рабочим и колхозникам. Это то, что надо». «Веселых ребят» отправили на фестиваль в Венецию. Там комедия под названием «Москва смеется» произвела фурор. Под этим же названием фильм вошел в шестерку лучших мировых лент.
25 декабря 1934 года фильм наконец дошел до советского зрителя. Премьера прошла в первом московском звуковом кинотеатре «Ударник». С ленты было сделано 5737 копий, что по тем временам было неслыханным рекордом. Началось триумфальное шествие «Веселых ребят».
Борис Захарович Шумяцкий был награжден высшим орденом СССР – орденом Ленина, но уже в январе 1938-го он был арестован и приговорен к смертной казни.
Проект «советский Голливуд» так и не был осуществлен… Полная версия интервью

наверх