Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Ольга Владимировна Бакланова

Ольга БаклановаОльга Владимировна Бакланова (1896 г.р.) происходила из обеспеченной семьи. Была актрисой МХТ, затем - Музыкальной студии при МХТ (позже - Музыкального театра) под руководством В.И. Немировича-Данченко. В России с 1914 по 1918 г. снялась в 19 немых фильмах, в том числе в первом советском фильме агитпропа "Хлеб".

Ольга родилась 19 августа 1896 года в Москве в состоятельной семье Владимира и Александры Баклановых. Её мать, в прошлом известная театральная актриса, оставила сцену и посвятила себя воспитанию шестерых детей. Ольга получила классическое образование и в возрасте шестнадцати лет приняла участие в конкурсном наборе в Московский художественный театр. Несмотря на высокую конкуренцию — на три вакансии претендовало 400 девушек, — она была принята в труппу и под руководством знаменитого К.С. Станиславского начала постигать основы актёрского ремесла.
Лето Ольга часто проводила в Крыму и там, подобно многим другим студентам, без ведома своих наставников попробовала свои силы в кино, появившись в нескольких немых короткометражках. Точное количество её ранних картин неизвестно, но судя по красочным названиям — «Симфония любви и смерти» (1914), «Загробная скиталица» (1915), «Женщина-вампир» (1915), «Петля смерти» (1915) и другие — многие из них были триллерами.
ОЛьга БаклановаКроме того, Ольга с успехом начала выступать на сцене театра, приняв участие в постановках по произведениям Пушкина, Чехова, Тургенева, Шекспира и Диккенса, однако ровное развитие её карьеры оборвала Октябрьская революция 1917 года. После переворота, во время которого был убит её отец, всю большую семью Баклановых переселили в одну комнату в их бывшем особняке.
Понимая, что её существование и карьера зависят от того, насколько она будет лояльна новому режиму, Ольга снялась в пропагандистском фильме 1918 года под названием «Хлеб». После того, как в 1919 году по инициативе Немировича-Данченко была основана Музыкальная студия, призванная подарить классическим пьесам новое авангардное звучание, Ольга начала брать уроки вокала и танца и между 1920 и 1925 годами с блеском приняла участие в пяти больших постановках. Около 1922 года она вышла замуж за адвоката Владимира Цоппи, и в 1923 году родила от него сына.

Любовь ОрловаЗа высокое мастерство исполнения Бакланова в 1925 году получила звание Заслуженная артистка республики и в том же году в составе труппы уехала на зарубежные гастроли — сначала в Европу, а затем за океан. Советские артисты, которых принимал известный импрессарио тех лет Моррис Жест, представили американскому зрителю большую часть своего репертуара и в середине 1926 года вернулись в Россию. Бакланова же воспользовалась случаем и осталась в США.
Во время революции 1917 года ее отец был убит, семья лишилась своего жилья. Так что, несмотря на звание "Заслуженной артистки Республики", у нее был свой счет к советскому режиму. 

В.И. Немирович-Данченко, лишившись своей любимой актрисы и примадонны своего театра, пытался найти ей замену. Ольга Бакланова исполняла главные роли во всех постановках его театра, в том числе в спектаклях "Дочь мадам Анго" и "Перикола". У нее был прекрасный голос и ослепительная внешность.
В.И. Немирович-Данченко, как оказалось, увидел перспективы такой замены в очаровательной хористке Любови Орловой. Имя Ольги Баклановой не упоминалось в окружении Любови Орловой.

На фото слева - Любовь Орлова в 20-е годы, период работы в Театре-судии Немировича-Данченко. Справа - Ольга Бакланова.

Ольга БаклановаОльга Бакланова стала признанной русской звездой Голливуда. Она получила приглашение от американских продюссеров и начала сниматься в американском кино, сначала в немых, затем в звуковых фильмах. В 1927 году актрисе предложили эпизодическую роль в картине «Голубка» — мелодраме о любви певички-мексиканки и молодого кабальеро, где главные роли играли Норма Толмедж и Гилберт Роланд, — и она согласилась. Далее на неё обратил внимание популярный немецкий актёр тех лет Конрад Фейдт, за плечами которого было около восьмидесяти фильмов в Германии и США, и пригласил Ольгу в свою новую картину «Человек, который смеётся» по одноименному роману Гюго. Фильм вышел на экраны в 1928 году, и после впечатляющего исполнения роли герцогини Джозианы, голливудская карьера Ольги начала развиваться быстрыми темпами. С 1927 по 1932 г. снялась в 18 американских фильмах. Она считалась красавицей из красавиц: белокурая, с большими, выразительными, "с поволокой", глазами и чувственной родинкой над верхней губой. Бакланова получила в Голливуде прозвище "Русская Тигрица" за горячую страстность, темпераментность и откровенную соблазнительность создаваемых ею образов. Джозеф фон Штернберг снял Ольгу Бакланову в роли портовой проститутки в своих знаменитых "Доках Нью-Йорка" в 1928 г. Ее яркая внешность и актерские данные являлись весьма привлекательными для продюссеров, самые известные Голливудские компании охотно заключали с ней контракты, но очень серьезным препятствием для ее занятости в звуковых фильмах стал сильный иностранный акцент. (Приличным минимумом для образованного россиянина в начале XX века являлось знание французского и немецкого языков, но никак не английского). К тому же, ее главной любовью была сцена, Бакланова всегда предпочитала театральную деятельность съемкам в кино. Она много выступала в сценических представлениях на Бродвее. 

1928 год был самым плодотворным в кинокарьере Ольги. После короткометражки «Секрет царицы» она снялась в драме «Улица греха» шведского режиссёра Морица Стиллера. В те годы Стиллер работал в Голливуде и вошёл в историю как первооткрыватель таланта Греты Гарбо. Для него эта картина стала финальным аккордом в карьере — в 1928 году он был уволен, вернулся на родину и в том же году умер в Стокгольме, — Бакланова же после этого фильма подписала с Paramount Pictures контракт сроком на пять лет.
Далее последовали не менее успешные работы — криминальная драма «Доки Нью-Йорка», где актриса исполнила роль проститутки Лу, вестерн «Лавина», мелодрамы «Забытые лица» и «Три грешника», в которой ведущая роль принадлежала звезде немого кино Поле Негри. Во всех этих картинах Бакланова исполняла роли второго плана.
В том же году актриса снялась в паре с Джорджем Банкрофтом в фильме «Волк с Уолл-стрит», одном из первых зуковых проектов Paramount Pictures. Из-за пожара на недавно построенной звукозаписывающей студии он был озвучен довольно посредственно, но тем не менее, в те годы любой звуковой фильм неизменно привлекал внимание публики, и после премьеры в январе 1929 года картина с большим успехом прошла в кинотеатрах. Так как Ольга говорила с сильным акцентом — критики, впрочем, находили его очаровательным, — после начала эры звукового кино она играла только русских или иностранок.
В 1929 году в карьере актрисы наметился спад. Две её картины — мелодрама «Опасная женщина» и комедия «Любимый мужчина» с Ричардом Арленом — были восприняты критиками достаточно прохладно. Помимо этого Бакланова оказалась вовлечена в скандал, когда, желая аннулировать контракт, подала в суд на своего менеджера Эла Розена. Бакланова утверждала, будто из-за плохого знания языка считала, что заключала контракт всего на год, а не на пять лет. Судья поверил актрисе и удовлетворил её иск.
Получив в феврале развод от Цоппи, Бакланова 5 марта 1929 года вышла замуж за не слишком удачливого русского актёра Николаса Сусанина, такого же эмигранта, как она сама. Летом она возобновила контракт с Paramount Pictures, однако кинокомпания не торопилась предлагать актрисе новые роли, а в ноябре и вовсе уволила её.
Далее Ольга и Николас получили от продюсера Герберта Вилкокса приглашение приехать в Великобританию и принять участие в биографическом фильме «Жизнь Бетховена», однако проект был заморожен и супруги ни с чем вернулись обратно. В декабре Ольге вновь улыбнулась удача — киностудия Fox Films подписала с нею контракт и в 1930 году задействовала актрису на второстепенных ролях в двух музыкальных комедиях, «Не грусти и улыбайся» и «Ты там?».
В начале 30-х Бакланова работала на MGM и приняла участие в трёх картинах. Первым была мелодрама 1930 года «Великий любовник», где главные роли исполнили Адольф Менжу и будущая звезда Ирен Данн. Критики ругали картину за слабый сценарий, но отмечали, что некоторые сцены с участием Баклановой смотрелись вполне пристойно. Далее в 1932 году последовала драма «Вниз по лестнице» по сценарию Джона Гилберта, незадачливого жениха Греты Гарбо.
Наконец, третьим фильмом — и последней удачей актрисы — был фильм ужасов «Уродцы», в котором Бакланова, после того как Мирна Лой отказалась от роли, сыграла циркачку Клеопатру. Фильм вышел настолько провокационным, что был официально запрещён в нескольких штатах и долгие годы пролежал на полке, однако впоследствии был признан национальным достоянием и в 1994 году включён в Национальный кинорегистр Библиотеки Конгресса.
Понимая, что на вершину славы в Голливуде ей уже не пробиться, актриса снялась напоследок в криминальной драме «Скандал на миллиард долларов» (1933) и короткометражном мюзикле «Блюз по телефону» (1935) и ушла из кино.

Завершив кинокарьеру, Бакланова вновь сосредоточила своё внимание на театре и начала со спектакля «Безмолвный свидетель», премьера которого состоялась в октябре 1931 года. Незадолго до этого, 21 сентября 1931 года, она получила американское гражданство. В 1932 году актрису можно было увидеть сразу в трёх постановках — «Гранд-отель», где она исполнила роль Грушинской (в том же году пьеса была экранизирована и в этом фильме Грушинскую играла Грета Гарбо), «Двадцатый век» и «Кот и скрипка».
В начале 1933 года Ольга переехала Нью-Йорк, а Сусанин остался в Голливуде. Отношения между супругами к тому времени испортились, но официально развелись они только в 1939 году. Театральная карьера Ольги продолжалась с переменным успехом до начала 40-х годов — она посещала с гастролями Лондон, ездила в тур по Америке, пела в ночных клубах и знаменитом нью-йоркском ресторане Russian Tea Room (Русская чайная).
В 1940 году актриса в последний раз ощутила вкус славы, блестяще исполнив роль оперной примы мадам Дарушки в постановке «Клаудия» по роману Роуз Франкен. После невероятного успеха на Бродвее спектакль было решено экранизировать, и таким образом Бакланова получила возможность в последний раз появиться на киноэкране. В начале 40-х Ольга вышла замуж за Ричарда Дэвиса, владельца нью-йоркского театра Fine Arts Theatre. Дэвис настаивал, чтобы жена оставила сцену, но она ещё несколько лет продолжала играть и ушла в отставку только в 1947 году.
В середине 60-х был извлечён из забвения фильм «Уродцы», и о Баклановой снова заговорили. Актриса, которой было почти 70 лет, дала несколько интервью, в том числе известному британскому киноисторику Кевину Браунлоу, снявшему несколько документальных фильмах о звёздах немого кино, и Джону Кобалу, автору серии книг о актёрах прошлых лет.
Ольга Бакланова, оставив театральную сцену и съемочную площадку, в конце 1960-х гг. переехала жить в Швейцарию, в маленькую деревушку Корсьер-Сюр-Веве, ту самую, в которой немного раньше поселился Чарли Чаплин. Она ушла из жизни в сентябре 1974 года.

Источник информации

наверх