Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Александр Васильев: "Платья Любови Орловой съели мыши и моль!"

Александр Васильев – историк моды, декоратор интерьеров, сценограф, автор популярных книг и статей, коллекционер. В 25 странах мира оформил более 100 постановок балетов и опер на сценах ведущих театров. Преподает историю костюма и моды на четырех языках, руководитель программы «Индустрия моды» Центра развития гуманитарных технологий управления МГУ им. М. В. Ломоносова. Награжден золотой медалью Академии художеств России, медалями С. П. Дягилева и В. Ф. Нижинского

Родился Александр в театральной семье. Мама, Татьяна Ильинична Гулевич, была актрисой Центрального детского театра. Одно время она также играла в театре "Современник". Отец, Александр Павлович, был знаменитым театральным художником. После войны он стал главным художником театра имени Моссовета. 

Можно сказать, что детство его прошло за кулисами московских театров, где работали родители. И хотя отец брал его с собой реже, чем мама, он помнит встречи с Любовью Орловой, Фаиной Раневской и Верой Марецкой – ведущими актрисами театра, которым Васильев-старший создавал костюмы и декорации. По воспоминаниям сына, искусство для Васильева-старшего было смыслом, а не средством жизни. В общей сложности Александр Павлович Васильев оформил более 300 спектаклей. Источник информации 

"- В детстве вы видели Любовь Орлову и Фаину Раневскую. Какое впечатление произвели на вас эти великие актрисы и женщины?

Александр Васильев: - Действительно, я знал их, поскольку мой папа делал костюмы для Любови Орловой, а Фаина Раневская была приятельница моей мамы. Раневская очень часто звонила моей маме, и я знал, что если позвонила Раневская, то на ближайшие два часа мамы не существует ни для кого. Что говорить? Раневская была грандиозной старухой. А Орлова всегда была дамой. Она всегда была подтянута. И все сплетничали, сколько она уже подтяжек сделала, когда у нее глаза не будут закрываться, в каком парике придет сегодня? Мои родители ездили к ней на дачу, и Орлова даже научила маму делать перцы, фаршированные сыром. А Раневская как-то сказала: «Я бы мечтала стать молью в гардеробе у Любови Петровны Орловой». У Орловой всегда было очень много вещей, а Раневская очень плохо одевалась. У нее не было большого гардероба, она одевалась в случайные вещи, носила какие-то странные шляпы. Порой она напоминала мне старушку Шапокляк. Она не одевалась по-женски. Но не надо забывать, что в душе она была мужчиной. А Орлова всегда была дива дивная." Источник информации

За туфлями Орловой гонялся 25 лет 

"За нарядами звёзд Васильев уже четверть века ведёт настоящую охоту. 

— Чаще всего вещи я получаю только после их смерти, — говорит он. — При жизни актрисы не любят расставаться со своими нарядами, и это понятно, ведь каждая вещь — это личная история. А после смерти актрис родственники, которые не всегда понимают ценность каждой вещи, довольно быстро все эти богатства выкидывают на свалку. В нашей стране до сих пор неправильно относятся к одежде: не ценят её. 

Дольше всего Васильев гонялся за легендарными серебристыми туфельками Любови Орловой. 

— Я мечтал их заполучить для своей коллекции целых 25 лет! — признаётся Александр. 
К сожалению, пока других нарядов актрисы в коллекции историка моды нет. 

— Любовь Орлова всегда была красиво и элегантно одета и к каждому наряду идеально подбирала аксессуары, — говорит Васильев. — Основу её гардероба составляли юбки по колено, блузы с глухим воротником и светлые пиджаки с большими подплечниками. У Орловой была возможность привозить одежду из заграничных поездок, а также она шила наряды в Москве у одной знаменитой в то время портнихи. Орлова была иконой стиля для советских женщин целых 30 лет. Но, увы, время не пощадило её наряды. Их практически не осталось. Но я не теряю надежды найти что-то из её гардероба…  Источник информации

Рассказывает историк моды Александр Васильев. 
"Похвастаюсь. Совсем недавно получил пару туфель Орловой — единственная вещь, сохранившаяся после этой великой актрисы, великой модницы, иконы стиля. Потому что сразу же после ее смерти родственники, ненавидевшие ее, выкинули все на помойку. И люди, которые живут в этом доме, потом вспоминали, как бомжи растаскивали ее платья. Туфли Любови Орловой я вылавливал 25 лет! Это поздние туфли, 67-го года. Я знал, где они находятся: в Государстве Израиль, у актрисы, которая была сначала примой Еврейского театра Соломона Михоэлса, затем в Театре Юрия Завадского стала главной героиней, играла Нину в «Маскараде», была красивая очень женщина. Она была из одной гримерки с Орловой. Перед отъездом в Израиль Любовь Петровна подарила ей эту пару обуви для концертов. Я 25 лет ей звонил с просьбой отдать мне туфли, 25 лет писал письма и посылал книги. Она говорила, что не готова пока с ними расстаться. Но вот овдовела, почувствовала приближение конца жизни, ей ведь уже 90, и стала готова. Я купил билет в Израиль, поехал туда, пришел к ней с подарками. Туфли теперь у меня."

Васильев выше говорит об Этель КОВЕНСКОЙ.

Из публикации:

"В этом театре она проработает 22 года, 5 месяцев и 2 дня. Когда Любови Орловой сказали, что Ковенская уезжает в Израиль, - та обрадовалась за коллегу...

- Да что вы говорите! - И тут же притворно спохватилась:

- В Израиль?! Какой ужас! Какой ужас! 

Она часто перебирает свои театральные платья: в этом, черном, она пела на каком-то вечере уже в Израиле: нет, не любит его, это черное, кажется, спела тогда дурно,  а в этом, розовом, были особенно бурные аплодисменты... И еще платья. И еще...Раневская, близкая подруга Орловой, говорила, что моль не сможет съесть все туалеты, висящие у Любочки, просто потому, что моли негде там поместиться. А вот и сшитые на заказ серебряные туфельки Орловой, которые великая актриса подарила ей в день отъезда в Израиль... " (Видимо, речь идет о том, что туфли были сшиты знаменитым Генрихом Барковским, о котором в свое время рассказывал аккомпаниатор Орловой Лев Николаевич Миронов киноведу Марку Кушнирову - прим. автора сайта).

"В среду, 22 февраля 2012 года, в музее-заповеднике "Царицыно" открывается выставка "Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи". Историк моды Александр Васильев много лет собирал наряды знаменитых актрис, певиц, жен дипломатов и послов, чтобы показать, как в эпоху тотального дефицита умудрялись одеваться советские модницы. В разговоре с корреспондентом Glomu.Ru он рассказал об экспонатах, которые достались тяжелее остальных, и о том, почему в России до сих пор нет музея моды."

Подробнее о выставке

"- Вы говорили, что трудились над выставкой 25 лет. Какие экспонаты достались вам особенно трудно, какими вы особенно дорожите?

- Больше всего я дорожу собой, потому что не будь меня - не будет в России музея моды и не будет этой коллекции. До сих пор, а сегодня аж 2012-й год, у нас так и нет музея моды. До сих пор нет никакой перманентной коллекции. Я, частное лицо, историк моды Александр Васильев, первый собрал костюмы звезд воедино. Никто к этому не приложил усилий. Просто потому, что в России больше любят пить чай и болтать, а не делать. Народ ленивый, вороватый - это правда. Из тех моделей, за которыми я дольше всего охотился - это туфли актрисы Любови Орловой, которые я пытался получить в коллекцию 25 лет подряд. Ну и, конечно, платья Людмилы Гурченко. Ее вдовец (Сергей Сенин – прим. ред.), рассчитывая на огромный успех в "Доме Нащокина", не хотел мне ничего отдавать. В итоге он передал  только три модели притом, что у него осталось около пятисот. Если у кого-то из читателей каким-то чудом сохранились наряды советской эпохи, а может, и личные вещи звезд, я не устаю повторять, что с удовольствием приму их в дар.

- Вам удалось получить самый знаменитый наряд Людмилы Гурченко - платье из фильма "Карнавальная ночь"?

- Его съела моль. Поймите, в нашей стране никто никогда и ничего не хранит. Знаменитые платья Любови Орловой, Людмилы Целиковской или Татьяны Окуневской - их съели мыши и моль. Ведь для того, чтобы наряды сохранились, нужно время, место, забота." Источник информации

"Нетрудно себе представить, каких усилий стоило собрать эту коллекция, учитывая, что после смерти великих артисток, большинство их нарядов просто оказывалось на помойке. Так произошло, например, с гардеробом Любови Орловой – самым великолепным по размаху. Гардероб, о котором Фаина Раневская со свойственной ей ироничной манерой, заметила, что моли в нем просто негде поместиться!" Источник информации 

"– Благодаря моим родителям я еще мальчиком был знаком с замечательными и уникальными людьми. Одной из них была Фаина Раневская. Хотя мне страшно не нравилось, когда раздавался телефонный звонок, я брал трубку, а оттуда доносился бас Раневской: «Это Фаина Георгиевна. Танечка дома?». Это означало, что мама опять будет два часа выслушивать монолог, как мне тогда казалось, эксцентричной старухи, вместо того чтобы играть со мной. Но я, послушный мальчик, безропотно передавал трубку маме, которая не меньше двух часов слушала ее, фактически не проронив ни слова.

В то время, о котором я рассказываю, нашего «советского Чаплина в юбке» не считали великой артисткой. Национальной звездой номер один была Любовь Орлова, которая дружила с моей мамой. Великая Орлова одной из первых советских женщин сделала круговую подтяжку лица и выглядела при этом потрясающе. «Надо всегда держать фигуру», – эту ее формулу я запомнил на всю жизнь." Источник информации

В видеосюжете о выставке вы можете увидеть уникальные туфли Любови Орловой.

 

наверх