Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Ее эпоха: Современники. Друзья. Коллеги.

Юрий Александрович ЗАВАДСКИЙ - легендарный худрук театра им. Моссовета, ученик Евгения Вахтангова, знаменитый Калаф из "Принцессы Турандот" - ЮА, как его называли за глаза в театре, никогда особо не занимался с Любовью Орловой. Он, если честно, побаивался ее независимости и обособленности. Она была слишком самодостаточна для него. И это сказывалось на их творческих отношениях: у Орловой в театре им. Моссовета было всего 6 ролей за без малого 28 лет служения в нем...

Режиссер и актриса театра имени Моссовета Ирина Сергеевна АНИСИМОВА-ВУЛЬФ, ученица Станиславского и Завадского, была одним из наиболее близких к Орловой людей. Фактически, переход Любови Петровны в театр имени Моссовета состоялся при непосредственном участии Ирины Сергеевны. А их работа началась в послевоенном 1946-ом на картине "Весна". На той картине, кстати, было зайдествовано очень и очень много Моссоветовцев...И, как оказалось, все было неспроста.

Замечательный, выдающийся актер театра и кино Ростислав Янович ПЛЯТТ у меня прежде всего ассоциируется с непревзойденными старыми комедиями - "Подкидыш" и "Весна"... Актер невероятного многопланового дарования, Ростислав Янович был веселым, остроумным собеседником, прекрасным партнером и замечательным товарищем. Не случайно именно он стал первым партнером Любови Орловой на сцене театра им. Моссовета в спектакле "Русский вопрос" по К. Симонову. Ему же принадлежит успех в роли Бернарда Шоу по пьесе Д. Килти "Милый лжец", спектакле, шедшем почти три часа, спектакле, в котором было занято всего два актера и на который шла вся Москва и вся страна.

Марлен ДИТРИХ...Это была, пожалуй, самая легендарная немка Голливуда. Встреча с режиссером Джозефом фон Штернбергом стала для Дитрих такой же значимой, как встреча Орловой и Александрова. Кстати, Дитрих прекрасно знала Григория Александрова...Не здесь ли кроется секрет неприязни Орловой к Дитрих?..Об этом вы можете узнать в книге Л. АЛЕКСАНДРОВОЙ. Посмотрите, как "перекликаются" образы Лолы-Лолы Дитрих ("Голубой ангел") и Анюты-Орловой ("Веселые ребята").

Нет, что ни говори, а истина в утверждении, что Александров во многом "сделал" Орлову по образу и подобию Дитрих, все же имеется...

"Марлен тоже была темой – табу в доме Александрова и Орловой. Но до некоторого времени. Любопытно, что когда Любовь Петровны не стало, на даче, среди фотографий на стене вдруг появилась фотография Марлен Дитрих. На удивлённый вопрос Гриши, дедушка ответил, что она была здесь всегда.
После смерти Любовь Петровны, а, тем более, когда после неё уже прошло несколько лет, дедушка всё чаще и чаще обращал свой внутренний взор в прошлое. Его память подолгу останавливалась на самых ярких моментах его жизни и, как известно, это всегда время молодости.
Марлен не была для него простым знакомством. Она была большой скрытой, а порой и тщательно скрываемой от посторонних, частью его жизни и его творчества. Но я скажу больше: она была воплощением женского идеала Александрова".
(из книги Л. Александровой "Григорий Александров - Любовь Орлова: под созвездием Любви")

Грета ГАРБО. "Их взгляды встретились и какое-то время не могли оторваться друг от друга. Первым отвёл глаза Александров. Чаплин немедленно поспешил на помощь:
Грета, я хочу представить вам своего нового друга Грегори – самого обаятельного человека, которого я когда-либо встречал, и, причём, приехавшего к нам прямо из Сибири, где по улицам ходят белые медведи! “Хайда тройка, знег пущистый!” – веселился он, сверкая своей белоснежной улыбкой. Пока Александров целовал протянутую ему руку в тонкой перчатке, девушка уже поднялась и, нежно улыбаясь, вопросительно посмотрела на Чаплина.
Ходят. Только не белые, а бурые. И только на цепи. Они танцуют, а им за это дают сладости, – ответил на её немой вопрос Александров. Чаплин тут же, широко расставив ноги, переваливаясь с одной ноги на другую, мотая головой в ритм играющей музыке, принялся имитировать танцующего медведя. Все рассмеялись.
Кстати, хочу вам сообщить, что мой отец в одиночку ходил на медведя с рогатиной, – продолжил Александров. Грета восхищенно–удивлённо широко раскрыла глаза. Чаплин тут же, зловеще подняв руки и оскалив необычно белые зубы, незамедлительно изобразил разъярённого медведя.
Я предпочитаю танцующего медведя, – сказала Грета.
Ну это про меня, – смущённо рассмеялся Александров.
Почему? – удивилась Грета.
Потому что я танцую, как медведь, – пояснил, улыбаясь Александров.
Ну, это мы проверим, – озорно пообещала Грета, – мне только остаётся найти для вас цепь!"
(из книги Л. Александровой "Григорий Александров - Любовь Орлова: под созвездием Любви")

Одновременно с Любовью Орловой на экранах советского кино блистала - и совершенно заслуженно - Марина Алексеевна ЛАДЫНИНА, которую негласно считали одной из главных соперниц непревзойденной Орловой. Да она и сама так, вероятно, полагала...Подтверждением этому - мое первое в жизни интервью с нею в октябре 1984 года. Но все же соперничество здесь было безрезультатным: Ладынина была суперпопулярной, она была не менее любима зрителем - ее овациями встречали в моем городе на гастролях, но...Это не был успех. Она была живым и очень понятным, доступным человеком, со своими радостями и горестями: развод с мужем, кинорежиссером Иваном ПЫРЬЕВЫМ, другом Григория Александрова, Марина Ладынина переживала очень тяжело.

Актриса и - впоследствие - профессор ВГИКа Тамара Федоровна МАКАРОВА блистала на экране, практически, в то же самое время, что и Любовь Орлова. Но мне почему-то кажется, что между ними как раз не было явного или скрытого соперничества, как в паре Ладынина-Пырьев и Орлова-Александров: слишком разный материал для кинокартин был у Герасимова и Александрова, чтобы можно было говорить о каком-либо соперничестве. В одном из последних интервью Тамары Макаровой меня поразило ее соверешенно зрелое, реальное и трезвое отношение к себе, к своему возрасту и Времени. Онв была напрочь лишена того страха перед возрастом, которым страдала Орлова. У меня сохранился ее трогательный автограф, который Тамара Федоровна прислала мне по моей просьбе.

Валентина Васильевна СЕРОВА, красавица и кумир советского зрителя 40-х годов, блиставшая в кинокартине "Сердца четырех", жена и Муза Константина Симонова, любимая женщина маршала Рокоссовского, прожила жизнь, далекую от своих экранных героинь. Но в годы своего расцвета и популярности Серова представляла собой абсолютную женственность, шарм и шик в лучшем его понимании. Финал ее жизни был горек, страшен и несправедлив: Серова умерла зимой 1975 года, через полгода после смерти своего сына Анатолия, такого же алкоголика, как и его мать, одна, в пустой и полуразграбленной квартире...Но на всю жизнь нам остались стихи Симонова с посвящением "В.С.": Но на всю жизнь нам остались стихи Симонова с посвящением "В.С.":

Выдающаяся актриса театра и кино Вера Петровна МАРЕЦКАЯ, Хозяйка Театра, ВеПе, как называли ее в театральном закулисье, была человеком жестким, прагматичным и неоднозначным. В дружбе с Орловой она замечена никогда не была. Так сказать, существуя в одном театре, две звезды хранили если и не нейтралитет, то что-то наподобие. Но однажды снялись даже одном фильме - у Григория Рошаля в "Деле Артамоновых". И лишь некрасивая история со спектаклем "Странная миссис Сэвидж" окончательно расставила все точки над "i" в их отношениях: Орлова не простила Марецкой ее поступок, который был вполне приемлем в театральном мире и оказался неприемлем для Орловой, как для человека.

наверх