Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

"Любовь Орлова " 1983
«Мосфильм»
Сценарий – Г.Александров, Г.Александров (мл.)
Режиссер – Е.Михайлова, Г.Александров
Оператор – Г.Рерберг
Текст за кадром – Л.Николаев

Алексей Романов
"Неувядаемый талант"
"Советская культура", 06.12. 1983 год

У этого фильма – жесткое начало. На экране – последняя фотография Любови Петровны Орловой. Нам говорят, что ей 72 года. Потом идет «последняя съемка» на телевидении. «Последняя кинопроба»: маленький эпизод из пьесы «Странная миссис Сэвидж». Через три месяца ее не станет…

Нет – и нет! – против таких начальных кадров фильма протестует сознание. И на этой фотографии, и в этих кадрах она неотразимо красивая, близкая, дорогая всем советским людям, какой мы ее знали всегда. Кажется, и возраст ей приписан, и траурная фраза, произнесенная диктором, выглядит неправомерной. Ее нет, но она с нами. Более того, она среди нас.

На экране – народный артист СССР Ростислав Плятт. Он делится воспоминанием, которое впервые обнародовал вскоре после смерти актрисы в статье «И будет жить!» в апрельском за 1975 г. номере журнала «Советский экран».

«Когда в спектакле «Милый лжец», - вспоминает он, - Любовь Петровна произносила реплику своей героини, миссис Патрик Кемпбелл: «И мне никогда не будет больше 39 лет, ни на один день!» - в зрительном зале вспыхивали аплодисменты. На каждом спектакле. И в адрес не персонажа, а актрисы – за ее неувядаемость!»

Именно поэтому и представляется жестоким начало этого фильма, что присущее кинематографу чудесное свойство дарить таланту неувядаемость, возвращать время в этом фильме проявляется с особой впечатляющей силой. Нет, это не двадцать, не сорок лет и вовсе не полвека тому назад происходило все то, о чем повествует документальный полнометражный фильм «Любовь Орлова». Нет, не тогда произносились эти слова, пелись эти песни , что несутся с экрана – все это происходит сейчас, в тем минуты и часы, когда демонстрируется фильм. И мы вновь встречаемся, обмениваемся улыбками, увлеченно беседуем с давно ушедшим от нас любимым человеком.

Поистине необыкновенна артистическая судьба народной артистки СССР Любови Петровны Орловой. Поистине неувядаем ее выдающийся талант. Сценарий фильма «Любовь Орлова» написали народный артист СССР Григорий Александров и Григорий Александров (младший). Поставили фильм Григорий Александров и Елена Михайлова. Операторы Георгий Рерберг и Борис Сутоцкий. О знаменитой актрисе и любимом человеке рассказывают Р. Плятт, Н. Соколов, И. Прут, С. Образцов, Д. Паттерсон, З. Пухова.

Новый фильм не просто рассказ о жизни актрисы, о ее беззаветном полувековом служении искусству, а значит, и служении людям. Фильм словно бы возвращает ее зрителям и одновременно позволяет задуматься о таких высоких понятиях, как талант и его долговечность, как народность артистического творчества, идейность и художественность произведения искусства.

Созданные Орловой немеркнущие образы – это хорошо показано в фильме – пронизаны социальным оптимизмом того времени, пафосом первых пятилеток, созидательными устремлениями тех памятных лет, когда рождались гигантские заводы и коллективные хозяйства, новые школы, университеты и научно-исследовательские институты, драматические и оперные театры, киностудии, музеи и дома культуры, когда формировалось новое мировоззрение миллионов людей, осознавших себя созидателями социалистической нови, утверждалось сознание высокого достоинства советского человека – строителя новой жизни.

В созданных актрисой образах зрители видели обобщенный портрет ее современниц, ибо рядом с ней шли Дуся и Маруся Виноградовы, Мария Демченко и Паша Ангелина, Валентина Гризодубова и Марина Раскова. Тысячные аудитории с восторгом принимали творимые ею характеры. Улыбалась она с экрана – улыбался весь зрительный зал. Она пела – и ей подпевали сотни и тысячи ее соотечественников. Временами ей было нелегко, горько – и в зале устанавливалась удивительная тишина, словно каждый хотел сказать героине: «Не на до, успокойся, все будет хорошо!»

В фильме звучит музыка И. Дунаевского. Звучит «Песня о Родине». И вновь, как и в былые времена, зрительный зал поет вместе с актрисой:

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

Звучат марши и песни из «Веселых ребят», «Цирка», «Волги-Волги», «Светлого пути». Право же, не было у нас других таких художественных лент, в том числе и музыкальных кинокомедий, которые оставили бы людям столько песен, ставших подлинно массовыми, истинно народными.

Об актрисе рассказывают ее близкие, друзья и товарищи. И каждый такой рассказ, даже самый немногословный, сообщает какие-то новые впечатляющие штрихи о необыкновенном даровании, трудолюбии, подлинно творческом подвижничестве прославленной советской актрисы. Есть, однако, в этих воспоминаниях и нечто общее.

Все, кто когда-либо знал Любовь Петровну Орлову, вспоминают не только замечательную советскую актрису, но и великолепного товарища, веселого, доброго, на редкость отзывчивого, предельно скромного человека и труженика. Любовь Петровна, говорит один из ее друзей, «по праву могла называться звездой. Причем, звездой не холодной, как, знаете, говорят: холодный блеск далеких звезд…Нет, это не про нее - она была звездой теплой, близкой к людям, она светилась радостью, красотой, весельем и счастьем, и этот свет бесконечно радовал и согревал людей».

Такой была Любовь Петровна Орлова. И ее светлый образ отлично передан в посвященном ей новом фильме.

наверх