Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Л. Кудинова: "НАРОДНАЯ АРТИСТКА"
"Советский Экран", 1967 год

Любовь Орлова…Для старших не просто артистка, звезда, яркая страница кинематографа. Не просто большая и уважительная любовь, признание, воспоминание, наконец. Это частица прожитой жизни. Это улыбка молодости, бодрость и энтузиазм пятилеток, звонкие песни Дунаевского – все, что было тогда радостного, веселого, героического…

Для молодых Любовь Орлова другое. Восхищение настоящей женственностью, удивление настоящему таланту: как ни крути, а сейчас в комедии нет таких артисток, чтобы и пела, и плясала, и красивая была, и радостью заражала, и не сходила с экрана. Одним словом, нет пока второй Любови Орловой. А раз нет второй, пойдем смотреть первую и единственную. И мы идем на повторный прокат «Веселых ребят» и «Цирка», мы не можем оторваться от телевизора, когда показывают «Волгу-Волгу», и сетуем, что давно что-то не было на экране «Весны». А «Светлый путь», а «Встреча на Эльбе»?

Героини Орловой…Грустные, смешные, задорные, напористые…Вместе с ними напевает зрительный зал - ни много, ни мало – тридцать лет и три года.

В «Веселых ребятах» Орлова-Анюта, нескладная, в огромных башмаках, с косицами-хвостиками, торчащими в разные стороны. Но за внешней эксцентричностью образа актриса сохранила искренний лиризм и правду чувств свой героини – простодушной и чистосердечной девушки из народа.

В «Волге-Волге» Дуня-Стрелка письмоносец, талантливый композитор, борец за правду и за истинно народное искусство, тоже и эксцентрична, и лирична. И это исходит из духа фильма, обусловлено самой эстетикой александровсках комедий…Пожалуй, Дуня-Стрелка – лучшее экранное творение Орловой.

…А в «Цирке» - новые нотки, драматические, даже трагедийные. В Марион Диксон было что-то от одной из самых ранних ролей Орловой, от бедной, одинокой, провинциальной актрисы Грушеньки из фильма Г.Рошаля «Петербургская ночь», поставленного по Достоевскому.

…А Орлова все такая же – удивительная.

Вот она выходит на сцену театра имени Моссовета - стройная, элегантная – и ведет свою партию в трехчасовом диалоге с Бернардом Шоу – Ростиславом Пляттом. В «Милом лжеце» Орлова играет Патрик Кэмпбелл. И столько обаяния в этой очаровательной, умной женщине, столько своеобразного юмора, сдержанного задора в ее интонациях, столько артистизма в том, как она ходит по сцене или просто молчит, что мы узнаем в ней нашу знакомую, ту, «старую» Любовь Петровну Орлову. И в «Лиззи Мак-Кей», и в ибсеновской «Норе», которых Орлова играет в театре, нет-нет да и проглянет что-то от любимых нами героинь, и мы невзначай улыбнемся.

-Любовь Петровна, - спрашиваем мы актрису, - какая самая большая Ваша радость сегодня? -Радость предполагается, - отвечает Орлова. – В театре собираются ставит очень интересную пьесу – название я из суеверия пока умолчу, и в которой и для меня есть роль.

Узнав, что номер, в котором будет помещен этот материал, «восьмимартовский», Любовь Петровна высказывает пожелание своим коллегам по искусству:

-Слова простые: хороших ролей и как можно меньше огорчений. Когда людям, особенно актерам, особенно, женщинам, «везет», когда мы счастливы, мы становимся лучше, добрее, даже талантливее…

…Вот она дома. Воспоминания, письма, подарки, фотографии. Это дом, где живут артисты. Жизнь пройти, говорят, не поле перейти. Хорошо, когда проходишь это поле рядом с верным человеком, товарищем. Орлова вспоминает, как в «Веселых ребятах» восседала она на страшном, вовсе не дрессированном быке.
-Решилась, - смеется Любовь Петровна. – Мне понравилась эта находка. Я считала, что она поможет комедии. И еще, по секрету, меня попросил об этом Григорий Васильевич…а тогда, если бы он попросил меня прыгнуть с седьмого этажа, я бы прыгнула…

…Сегодня в гости к Орловой и Александрову пришел их «кинематографический сын», их крестник в искусстве поэт Джим Паттерсон. Помните черного кудрявого мальчугана на руках у Орловой – Марион Диксон в «Цирке»? Помните колыбельную, которую напевал малышу В.Володин: «Спят медведи и слоны…»? Трудно узнать в высоченном молодом человеке маленького Джима…Помните, как спасали его люди, передавая друг другу в ласково протянутые руки? «…в нашей стране любят всех ребятишек. Рожайте себе на здоровье, сколько хотите черненьких, беленьких, красненьких, хоть голубых, хоть розовых в полосочку, хоть серых в яблочках, пожалуйста!» Сколько доброго юмора и большого человеческого тепла было в этих словах…

…В редакцию приходят письма с просьбами рассказать об Орловой. Люди спрашивают, как она живет, чем занимается. Просят передать ей слова зрительской признательности и уважения. Мы присоединяемся к нашим читателям в лучших пожеланиях актрисе – нет, народной артистке – это больше подходит к Орловой.

В этих фотографиях запечатлено несколько мгновений ее жизни, наверное, счастливой жизни человека, влюбленного в жизнь и в искусство.

наверх