Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Сколько раз Орлова делала пластику?
«Комсомольская правда» 13 февраля 2010, Александр Нечаев

Завтра на Первом канале - долгожданная премьера раскрашенной комедии «Волга-Волга». Накануне мы решили развенчать пять мифов о Любови Орловой, которая сыграла в фильме главную роль

«Волга-Волга», снятая в самые мрачные моменты 30-х, возвращается к зрителю в новом - цветном - виде. В воскресенье мы сможем оценить, что получилось из затеи Первого канала и компании «Формула цвета», заново посмотреть на актрису, которая стала первым советским секс-символом, и развенчать для себя как минимум один из мифов про нее.

А мифов хватало. Биограф актрисы Александр Хорт, написавший про Орлову книгу в серии «Жизнь замечательных людей» («Молодая гвардия», 2007), рассказал корреспонденту «КП», как все было на самом деле.

Миф 1.

Обожание Сталина было столь велико, что он заставил актрису стать своей любовницей

А. Х.: - Сталин и Орлова даже знакомы были не очень близко. Изредка встречались на каких-то приемах - не более того. Хотя молва уже в 40-е приписывала им любовную связь. Так, долгое время в ходу была история о том, как в одном самолете со Сталиным в 1943 году в Тегеран летела Орлова. Мол, вождь решил и на важнейшую конференцию съездить, и с Орловой развлечься, пока Григорий Александров в Москве. Проверка фактов эту легенду опровергает. Да, Орлова летала в Тегеран. Но, во-первых, не из Москвы, а из Баку. А во-вторых, не в 43-м, а в 44-м. И не со Сталиным.

Миф 2.

Перед каждым фильмом Орлова делала себе пластическую операцию

А. Х.: - Понятно, что многие до сих пор не могут поверить, что она до старости сохраняла естественную красоту, но слухи о многочисленных пластических операциях не имеют под собой никаких оснований. Ни в 30-е, ни в 40-е годы в СССР их просто не делали. Да и на Западе, где пластическая хирургия развивалась быстрее, в это время могли только подправить форму носа, губ и ушей, а вовсе не омолодить. Единственную «пластику» Любовь Петровна сделала в середине 60-х в Московском институте красоты. Причем втайне от Александрова. Но он, конечно, обо всем узнал. И стал еще больше гордиться своей женой!

Миф 3.

Она стала первым секс-символом советского кино, ни разу не поцеловавшись на экране

А. Х.: - Происхождение этого мифа неизвестно - видимо, его придумал тот, кто ни разу не видел фильмов с участием Любови Орловой. Потому что целовалась на экране она как минимум дважды - в «Волге-Волге» и в «Скворце и лире».

Миф 4.

В 1917 году 15-летняя Люба с сестрой возили тяжелые бидоны с молоком в Москву на продажу. Из-за этого на руках у нее некрасиво проступили вены. И Орлова требовала, чтобы в каждом фильме вместо ее рук в кадр попадали более ухоженные руки многочисленных дублерш.

А. Х.: - Про бидоны с молоком - чистая правда, был такой эпизод в ее жизни. И, может быть, руки актрисы действительно пострадали. Но никакие дублерши не могли заменить ее руки в фильме «Цирк», куда не привлекали дублеров и где есть множество некомпилированных съемок цирковых трюков. Очевидно, к этому моменту все свои проблемы с тыльной и лицевой стороной ладони актриса исправила. Скорее всего, руки Орловой начали дублировать только в фильмах 60-х годов, когда с кожей произошли видные всем возрастные изменения.

Миф 5.

Орлова каждую неделю на выходные летала в Париж и Милан за одеждой и обувью. Ее гардероб и косметичка разрослись до таких размеров, что поступающие партии вещей было негде хранить.

А. Х.: - За границей Орлова была всего 14 раз, причем большая часть этих визитов пришлась на страны соцлагеря - Болгарию, Румынию, Югославию. Так что ни о каком богатом гардеробе и обилии косметики не может быть и речи.

КСТАТИ

Как снимали фильм

«Волга-Волга», где режиссер Григорий Александров снял в главной роли свою жену Любовь Орлову, стала его триумфом. А Орлова, сыграв письмоносицу Стрелку, которая наперекор местному бюрократу отправляется в Москву на конкурс художественной самодеятельности, окончательно утвердилась в статусе первой советской кинозвезды.

Однако история создания картины совсем не такая радостная, каким вышел результат. К 1936-му, когда началась работа над фильмом, сценарист всех фильмов Александрова Николай Эрдман два года был в ссылке. Ему, правда, разрешили уехать из Сибири и поселиться в любом городе Союза, кроме  крупных. Эрдман осел в Твери, где его и нашел Александров, готовившийсяя снимать новый фильм.

Идея снять ленту про художественную самодеятельность витала в воздухе - в 1936-м руководство партии как раз приказало развивать у рабочих и колхозников вкус к культурному просвещению. Но сценарий у Александрова никак не складывался. И тут - очень кстати - Эрдману разрешают переехать в Тверь. Александров встречается с драматургом. И уже через несколько месяцев Эрдман отдает готовый сценарий. Город Мелководск, почтальонша Дуня, счетовод Алеша, бюрократ Бывалов - всем этим персонажам дал жизнь именно Эрдман. Александров пошел на риск, дав опальному драматургу работу.

Съемки начались 20 июня 1937-го. А в сентябре в Москве прошел Первый Всесоюзный съезд профсоюза киноработников, на котором его председатель Борис Шумяцкий принялся изобличать врагов народа, «свивших гнезда в кинематографической среде». Среди прочих прозвучало и имя Владимира Нильсена, который как раз снимал в качестве оператора «Волгу-Волгу». 8 октября Нильсена арестовали, а спустя год расстреляли. Александров был вынужден оправдываться перед руководством партии - мол, пригрел змею на своей груди по незнанию...

В ТЕМУ

Кино красили вручную

Специальная программа самостоятельно красила основные детали кадра: делала реку голубой, листву и траву зеленой, а цвет лица - бежевым. Но большую часть работы специалистам компании «Формула цвета» приходилось делать вручную: специально обученные люди с помощью опять-таки компьютерной программы доводили эти цвета до ума, придавая им нужные полутона и изменяя их в зависимости от освещения и ракурса.

С Любовью Орловой специалистам пришлось работать  долго. Во-первых, она была, вопреки сложившемуся мнению, не платиновой блондинкой, цвет ее волос был ближе к соломенному. И глаза - не чисто-голубые, а с оттенком серого. Это значит, что при разном освещении волосы и глаза должны играть разными красками - светлее, темнее...

Первый канал. «Волга-Волга», воскресенье, 19.00.

наверх