Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Радио Свобода. Архив 1997-2004

Сергей Юрьенен - "Веселые ребята" (текстовая запись передачи)

стр. 1, стр. 2

Сергей Юрьенен: 
"ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА". Производство Московского комбината, 1934 год. Выпущен на экраны в месяц убийства Кирова - 25-го декабря. "Веселые" уже и титры: "Чарли Чаплин, Бестер Китон, Гарольд Ллойд в картине не участвуют". В картине участвуют: Любовь Орлова (домработница Анюта), Мария Стрелкова (певица Елена), Леонид Утесов (пастух Костя Потехин), артисты джаз-оркестра Утесова и Марья Иванна - кто? Корова, которая в картине окажется могучим буйволом. Режиссер - Григорий Александров. Сценарий - Александров, Владимир Масс, Николай Эрдман. Оператор - Владимир Нильсен. Художник - Александр Уткин. Текст песен - Василий Лебедев-Кумач. Композитор - Исаак Дунаевский. 
Олег Ковалов: 
Были времена перестройки, когда либеральная критика опрокидывала одного за другим всех кумиров советского кино, эта участь коснулась и Александрова. Его обвинили в том, что он был верным лакеем советского режима. Трудно сказать: с одной стороны, его картины были и сладким наркотиком для зрителя, а с другой стороны, они давали некий идеал свободы и некую норму поведения свободного человека в стране. Причем они это давали в форме высокохудожественной, а высокохудожественная форма всегда облагораживает человека. Я думаю, что фильмы Александрова пережили свое время. 
Сергей Юрьенен: 
...полагает один из участников нашего радиофильма, петербургский режиссер и киновед Олег Ковалов. Первоначальное название картины - "Пастух из Абрау". Мы в черноморских предгорьях Кавказа. Из-под арки фермы "Прозрачные ключи" во главе оркестра подпасков и стада крупного и мелкого скота, рогатого и нет, крупными шагами выходит Леонид Утесов с дудочкой. Музыкальный проход его героя Кости Пастухова снят единой панорамой: 5 минут экранного времени. Через 2 года, когда картина завоюет мир, под этот марш будут шагать по Парижу с красными знаменами колонны Народного фронта. Расплескивая молоко, замарашка в чаплинских чоботах и куцыми косичками, с обожанием смотрит вслед Утесову. Так, в роли домработницы Анюты, впервые появилась в большом кино Любовь Советского Союза - Орлова, ей было 32. 
Мария Миронова: 
Она прелестная женщина была, очаровательная совершенно, и артистка прелестная. Вот в ней были все, так сказать, качества "звездности", но - кроме заносчивости. Она была удивительно проста, естественна и очаровательна. 
Сергей Юрьенен: 
Московская актриса Мария Владимировна Миронова, которая много снималась с Орловой. Под напором обожания домработницы Анюты рушится изгородь, Утесов объявляет стаду: "Стройся!" и устраивает перекличку козлам-профессорам, баранам-бюрократам, быкам-чемберленам и свиньям-англичанкам, и коровам-швейцаркам и голландкам. 
(Сцена из фильма) 
Первая сцена с дрессированными животными из уголка Дурова - не только рождение нового советского смеха, апеллирующего, среди прочего, к антизападным чувствам зрителя, но и комедийное переосмысление сцены из картины "Стачка" Эйзенштейна - учителя Александрова. 
Майя Туровская: 
Я работала на "Мосфильме" довольно долго в редакционной коллегии и очень часто встречала там Александрова. Мы его считали самым глупым человеком на "Мосфильме". Он был красивый и абсолютно глупый. Но вот когда я стала заниматься им, уже давно он умер, уже ничего нельзя было спросить ни у кого, то я подумала: во-первых, стал бы Эйзенштейн брать в сорежиссеры своих картин ( а ведь он был равноправным режиссером трех картин Сергея Михайловича Эйзенштейна) человека такой эталонной глупости, каким он нам казался? Все его отношения с советсткой властью складывались очень странно: он мог себе позволить то, чего не мог себе позволить никто. Вот изобразить в таком виде, абсолютно оглупленном, советскую жизнь, как он - никто не мог себе, кроме него, позволить. Поэтому я думаю, это очень интересная, занимательная и даже в каком-то смысле загадочная фигура нашего кино. 
Сергей Юрьенен: 
Черноморский пляж 34-го года. Пережившие свою эпоху московские нэпманши в ажиотаже: среди купальщиков - гастролирующий в СССР композитор из Парагвая Коста Фраскини. 
(Сцена из фильма) 
Певица Лена, томная брюнетка, как говорили тогда, "Дитя торгсина", решает познакомиться с маэстро, но после незабываемого шествия по черноморской гальке на высоких каблуках, в расклешенных шелковых брюках и под зонтиком выходит на Утесова. Комедийный прием "кви про кво": заграничный маэстро как раз уходит в море, а пастух вылезает из воды. 
(Сцена из фильма) 
Смех Утесова - по поводу рыбы, которую он извлекает из своих трусов, рядом пляжники развели примус и рыба (кстати, окунь) отлетает прямо на сковородку, где бьется, можно сказать, подобно сердцу пастуха, покоренного прекрасной, но отрицательной Еленой. 
(Сцена из фильма) 
Григория Александрова (настоящая фамилия Мормоненко) Эйзенштейн встретил в голодном 22-м году в театре "Пролеткульта". Белокурый 19-летний актер обладал мужественной внешностью и телом атлета. В родном Екатеринбурге, среди прочего, работал вышибалой в кинотеатре. Эйзенштейн (ему было 24) забыл спрятать принесенную в театр краюху черного хлеба, и Александров наложил на нее руку. Молодые люди "сцепились, как звери". Но после драки Эйзенштейну, как он рассказывал в середине 30-х своему биографу Мари Сетон, открылось обаяние юноши, который сказал, что не ел уже два дня. Эйзенштейн отдал свою краюху Грише. Переломным моментом в их симбиозе стало "открытие" Америки. 
По телефону из Мюнхена Дмитрий Попов - режиссер немецкого телевидения и кино, он защищался по Эйзенштейну во ВГИКе. 
Дмитрий Попов: 
В мае 30 года по приглашению "Парамаунта" Сергей Эйзенштейн приехал в Голливуд. Как и в предшествующие этому поездки по Европе, его сопровождали оператор Эдуард Тиссэ и Григорий Александров. "Парамаунт" поселил Эйзенштейна со свитой в красивом доме с просторным внутренним двориком. Началась работа над сценариями, сперва над "Золотом Зутера" - историей из времен "золотой лихорадки" в Калифорнии, затем, после отклонения этого проекта студией, над "Американской трагедией" по Драйзеру. Второй фильм тоже не состоялся. Голливудская эпопея заканчивается ничем. Истекает срок разрешения на работу в Америке, и Эйзенштейн в сопровождении Тиссэ и Александрова едет в Мексику, где в последующие 2 года работает еще над одним несчастливым своим кинопроектом, фильмом "Да здравствует Мексика!" В 32 году Эйзенштейн, Александров и Тиссэ возвращаются в Москву. Возвращаются ни с чем, эмиграция не состоялась. Это была совсем другая Москва: кончилась эпоха авторского кино, началась эпоха социалистического реализма, то есть, кино коммерческого, массового. Кончилась эпоха Эйзенштейна, началась эпоха Александрова. Могу себе представить эти горькие александровские сновидения: партия в тенис с Дугласом Фербэнксом, морская прогулка на катере с Чарли Чаплиным, вечерняя прохлада, закат, мясистые листья экзотических цветов во внутреннем дворике голливудского дома. Вот из этих-то ностальгических снов, плюс из ревнивой злости на Эйзенштейна, плюс, конечно, из страха перед чекистами, которые могут и в воспоминаниях и в злости этой покопаться, - из всего этого, видимо, и родился "Русский Голливуд". 
Сергей Юрьенен: 
ГПУ уже было переименовано в НКВД, Союзкино - в Главное управление кинофотопромышленности. Сталин, который с 20-х курировал советское кино, своим полпредом по "важнейшему из искусств" назначил Бориса Шумяцкого, бывшего посла в Иране и старого большевика 47-ми лет. Из московского дневника американского киноведа Джея Лейды, который после знакомства в Колумбийском университете приехал к Эйзенштейну: "13 ноября 33 года. Шумяцкий предложил Александрову ту самую идею музыкальной комедии, которую отвергнул Эйзенштейн, и Александров принял ее, не посоветовавшись с Эйзенштейном. Удар в спину", - пишет американец. Иного мнения Олег Ковалов. 
Олег Ковалов: 
У него два пути: или быть верным продолжателем дела Эйзенштейна, что было совершенно невозможно, ибо лучше Эйзенштейна эйзенштейновских картин никто снять не мог, это всем было понятно. Или делать нечто совершенно иное, ставить себя неким антиэйзенштейном, что ли, делать то, чего не делал Эйзенштейн. И вот эта вечная ревность к своему учителю, наставнику, ревность, которая рождала его комплексы, и ревность, которая, наконец, привела к такому мужскому поступку, как уход от мастера, использование его уроков, лишь в очень скрытой завуалированной форме - она и сделала Александрова настоящим автором в кинематографе. 
Сергей Юрьенен: 
Стремительно съезжая верхом по перилам, Анюта врывается в комедию "Веселые ребята". 
(Сцена из фильма) 
Этот фильм дебютов. В частную жизнь Александрова, который наконец-то, по выражению французских кинокритиков Люды и Жана Шнитцер, расправил крылья, Любовь Орлова вошла столь же стремительно. Автор ее ретроспективы на российском телевидении, преподаватель ВГИКа Глеб Скороходов. 
Глеб Скороходов: 
Любовь Петровна родилась (вот у нас теперь уже есть документы, можно уже точно об этом говорить) по старому стилю 16 января 1902 года. Но в своих анкетах, в автобиографиях она писала - социальное происхождение: из служащих. Она погрешила против истины, но упрекать ее в этом вряд ли кто-нибудь мог. Передо мной послужной список ее отца, Петра Федоровича Орлова, который тщательно скрывался при жизни Любовь Петровны. Здесь сказано, что Петр Федорович Орлов из потомственных дворян, был награжден за службу в военном ведомстве орденом Святого Станислава и Святой Анны Второй степени, Святого Владимира, серебренную медаль получил в память царствования императора Александра Третьего. Конечно, можно понять, что Любовь Петровна опасалась сообщать свое происхождение. А вот по линии матери в этом послужном списке замазано чья дочь, написано: женат первым браком на дочери Евгении Николаевны Сухотиной - а она была дальней родственницей графа Льва Николаевича Толстого. Любовь Петровна получила прекрасное образование, с детства знала французский лучше, чем русский, музыкальное образование, общегуманитарное. Училась в гимназии и закончила школу 17-ти лет, одновременно она уже стала заниматься в московской консерватории. Пройдя и драматическую подготовку, в конце 25 года становится актрисой театра Немировича-Данченко. Сначала играла там маленькие эпизодические роли, потом стала петь главную партию в оперетте "Перикола". Этот спектакль оказался для нее решающим. Именно на этот спектакль пришел в свое время Григорий Васильевич Александров, а это было в 32-м году, и он искал актрису. Он после спектакля подошел к Любовь Петровне, они пробродили всю ночь по Москве, и вот, как бы скептики ни говорили, что любви с первого взгляда не существует - это была как раз та самая любовь с первого взгляда. В скором времени Любовь Петровна стала супругой Александрова. 
Сергей Юрьенен: 
Один из 12 аттракционов, ставших, по словам Александрова, основой "Веселых ребят", начинается с прихода Утесова в пансион для "неорганизованных курортников", к москвичке Лене. 
(Сцена из фильма) 
Стадо вторгается в момент, когда Лена уже согласна явиться на свидание... 
(Сцена из фильма) 
Перепившийся скот громит мелкобуржуазный образ отдыха. Но смысл аттракциона не только в том, чтобы вызвать здоровый советский смех... 
Олег Ковалов: 
Совершенно эйзенштейновская метафора: любовь смонтирована с вторжением животных в обитель, где объясняются в любви юноша и девушка. Парадоксальным образом в фильме "Веселые ребята" Александров оказался более верным эйзенштейновцем, чем сам Эйзенштейн. Эйзенштейн в начале своего пути провозгласил своим творческим медом монтаж аттракционов, но этот метод был воплощен им на экране с экстремизмом интеллигента, с рассудочностью, которая не всегда постигалась зрителями, а Александров, он действительно вносил элементы ярмарочной, народной, балаганной, мюзикхолльной, уличной культуры, которая была и основана именно на этом интеллектуальном рассудочном методе. Зная картину Бюнюэля "Золотой век", допустим, уже понятно, откуда в будуаре из фильма Александрова появляется бык, пугающий героиню - это прямая цитата из сюрреалистического фильма "Золотой век" Бюнюэля 30 года, который видел Александров в Париже, будучи в загранкомандировке. Мы уже понимаем, что Утесов, стоящий на высокой лестнице в театре, за основу пластического рисунка он берет поведение Чарли, убегающего от полицейских и дарящего свой цветочек (а на съемках фильма "Огни большого города" Александров и Эйзенштейн были у Чаплина в Америке, во время зарубежного длительной командировки). Зная это, и зная многие иные вещи, из которых родился фильм Александрова, в частности, творчество братьев Маркс, которых он тоже превосходно знал, изучил в Америке, понимаешь, почему фильм "Веселые ребята" имел такой большой успех в Советском Союзе. Дело в том, что произведение, ориентированное на массового зрителя, но будучи внутри плоским, оно не имеет шансов на успех ни малейших. Успех имеют только те картины, которые стоят на фундаменте культуры высокой, культуры часто авангардной. Потому что авангарден были и Китон, авангарден был и Дисней, авангарден был и Чаплин, и Коппола, и Спилберг - они все стоят на основах большой общечеловеческой культуры. Но в их творчестве она переплавлена таким образом, что она стала демократичной и в чем-то приятной для восприятия зрителя. И я считаю, что очень мощную роль в художественном воспитании народа именно сыграл Александров. 

Сергей Юрьенен: 
Фраза, которую советская цензура выбросила из записной книжки Ильфа: "Умирать все равно будем с песнями Дунаевского и Лебедева-Кумача". Итак, певица Лена с домработницей Анютой уехали в Москву. Собираясь вслед за ними, Утесов изливает любовную тоску... 
(Сцена из фильма) 
Владимир Тольц. Мир в год выхода фильма - в 1934 году: 

стр. 1, стр. 2

наверх