Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

О гонорарах, "недостойном поведении" и киевской Ривьере

От автора сайта:
Небезызвестный эпизод в жизни Орловой под называнием "Недостойное поведение" давно уже кочует по Интернету. Я долгое время раздумывала, стОит ли публиковать его у себя. Все же Орлова - слишком значительная величина в нашей истории, чтобы мы вот так вот по-простецки могли из современного и отнюдь не всегда добропорядочного далека судить ее поступки. Кто - мы, и кто - она?
И все же я опубликую подборку материалов о том эпизоде. Но постараюсь сделать это так, чтобы не оскорбить память актрисы и показать, что даже звезды, которым поклоняются и которых обожествляют их поклонники - всего лишь люди. И ничто человеческое им не чуждо.

Не судите - и не судимы будете...

Понедельник, 11 апреля 1938 года. Время довольно позднее — 9 часов вечера. Но минский клуб имени Сталина переполнен публикой. Все с нетерпением ждут выхода на сцену легендарной Любови Орловой. Наконец актриса и ее аккомпаниатор Л.М.Миронов появляются у рояля…

любовь орловаО том, что заслуженная артистка и любимица самого Сталина приедет в наш город на гастроли, минчане узнали из газет еще в субботу, 9 апреля. Броские объявления привлекали внимание: “Белгосфилармония организует в Минске концерт Л.П.Орловой. Здесь она выступит как исполнительница романсов Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского и песен из фильмов “Цирк” и “Веселые ребята”.

Да, и 70 лет назад журналисты умели подогреть интерес читателей к предстоящему событию: “После появления музыкальной комедии “Цирк” Л.Орлову продолжительное время мы не видели в новых фильмах. Это время она снималась в комедийном фильме “Волга-Волга”, который в ближайшее время выпускается из производства. В этой комедии Л.Орлова исполняет совершенно иную роль. На экране мы увидим веселого, жизнерадостного письмоносца Дуню Петрову по прозвищу Стрелка. Недавно заслуженная артистка республики награждена орденом Трудового Красного Знамени”.

Самые ушлые из пишущей братии даже смогли взять интервью у московской гостьи и гордо цитировали ее слова: “В образе Стрелки я раскрыла глубокую душевную простоту, сопряженную с высокой идейной направленностью, жизнерадостностью и настойчивостью молодых советских девушек. Работать над этим фильмом меня учила наша прекрасная действительность. Образ Дуни Петровой взят из жизни, и в этом, по-моему, его главное достоинство. Смелая, решительная, самостоятельная девушка Дуня является типичным представителем нашей молодежи. Она — главная затейница и вдохновительница художественной самодеятельности, она — организатор борьбы с бюрократом Бываловым (его играет артист Игорь Ильинский)”.

ресторан ривьераО красивейшая и мудрейшая Любовь Петровна, умеющая сочетать приятное с полезным! Она не только сделала рекламу своему новому фильму, но и, похоже, заработала в нашем городе весьма неплохой гонорар за исполненные романсы. Жаль, что газеты и архивы умалчивают его размер. Зато исследователям стала известна сумма, которую получила в том же апреле 1938-го Любовь Петровна в Киеве, куда также прибыла на гастроли. За свой концерт актриса назначила цену в 3300 рублей! Однако уже в Одессе, куда она затем приехала на апрельские гастроли, актрисе отказали в таком гонораре.

Сумасшедшие по тем временам деньги Любови Петровне и ее супругу Григорию Александрову позарез требовались для строительства дома в подмосковном Внукове — на земельном участке, выделенном по распоряжению самого Сталина. Да не простого, а роскошнейшего, двухэтажного, затеянного по желанию Александрова, побывавшего на стажировке в Голливуде, в американском стиле. Добывать огромные средства вызвалась в перерывах между киносъемками предприимчивая Орлова, утроив свою и без того самую высокую в СССР концертную ставку в 750 рублей.

Справедливости ради надо сказать, что хозяйственный порыв звездной пары СССР не остался незамеченным. 10 июня 1938 года газета “Советская Россия” в статье “Недостойное поведение” упрекнула орденоносную артистку в корыстолюбии и рвачестве. Но, несмотря на критику, чета свой дом посреди гектара грибного подмосковного леса все же достроила.

Кстати, во второй раз в Минске Любовь Орлова оказалась вместе с мужем. Война застала их в Риге, откуда они выбирались в Москву через наш город. А пела Любовь Орлова, если верить близко знавшей ее Фаине Раневской, неважно. Острая на язык Фаина Георгиевна сравнивала вокализы подруги со звуком струи в пустом ведре. И речь шла совсем не о воде…

Людмила Селицкая

Недостойное поведение

едостойное поведениеЛ.П. Орлова пользуется широкой популярностью у аудитории, ценящей ее как отличную исполнительницу советских массовых песен. Казалось бы, и звание заслуженной артистки и эта популярность обязывают Л.П. Орлову к особой щепетильности в денежных вопросах. Однако артистка, видимо, считает возможным по-иному использовать выгоды своего положения.
В мае сего года в Одессе должны были состояться концерты Л.П. Орловой. Трудящиеся Одессы с нетерпением ждали этих выступлений. Однако т. Орлова потребовала от Одесской филармонии оплаты в 3 тысячи рублей за каждый концерт, не считая проездных, суточных и т.д.
Дирекция Одесской филармонии, разумеется, не могла пойти на такие рваческие условия, тем более, что согласно приказу ВКИ № 640 максимальная оплата гастрольных концертов Л.П. Орловой была установлена в 750 рублей.
Л.П. Орлову не удовлетворила позиция, занятая Одесской филармонией, и, в обход нормального порядка, артистка вошла в соглашение с месткомом филармонии об организации в Одессе 5 концертов по 3 тысячи рублей за каждый.
Нелишне заметить, что аппетиты Л.П. Орловой не всюду получают должный отпор. Так, например, совсем недавно в Киеве Л.П. Орлова ухитрилась сорвать с Украинского управления по делам искусств по 3.300 рублей за каждое свое выступление.
«Своеобразную», мягко говоря, позицию занял в отношении Л.П. Орловой и начальник Одесского управления по делам искусств т. Фишман. Когда директор Одесской филармонии т. Подгорецкий обратился к Фишману за разрешением вопроса о гонораре Л.П. Орловой, т. Фишман не нашел ничего лучшего, как посоветовать Подгорецкому «оформить» концерты Л.П. Орловой совместно с каким-нибудь ансамблем, квартетом и т.п., словом, как-нибудь прикрыть явно беззаконные требования артистки.
К счастью, т. Подгорецкий нашел в себе мужество отказаться от подобных комбинаций, справедливо квалифицируемых им как жульничество.
Всесоюзный комитет по делам искусств должен заинтересоваться этим возмутительным делом, а Л.П. Орловой надлежит понять, что ее поведение недостойно звания советской артистки».
Газета «Советское искусство», № 75, 10 июня 1938 г.

Ресторан, в котором Орлова давала свой концерт после киевских гастролей, известен и сейчас - это LEO.

есторан ривьера

Легендарный ресторан со 100-летней историей

Многие сегодняшние киевляне знают LEO как современный ресторан с солидной репутацией, находящийся на Парковой Аллее. Но история этого ресторана гораздо обширнее и глубже!
Свое название — «Ривьера» — ресторан получил благодаря прекрасному местоположению и хорошо видимым вокруг великолепным пейзажам Киева.
Это был богатый особняк, экстерьер которого точь в точь был похож на современный. Вернее, «LEO» — копия «Ривьеры», поскольку восстановлен по нескольким сохранившимся фотографиям ресторана «Ривьеры» 30-х годов: все те же три яруса, обилие окон, изящные башенки, смотрящие на Днепр с каждой стороны, легкость и благородство линий мансарды…
Внутренняя обстановка «Ривьеры» была под стать внешнему виду: как и сегодня в «LEO», здесь был и «Зал галерея» с великолепным убранством барокко, и «Рояль Зал» (теперь «Пиано зал») с ажурными канделябрами для открытых и закрытых праздничных церемоний. «Каминный зал» «Ривьеры» очень напоминал нынешний «Гетьманский» — он очаровывал пышностью богатого украинского интерьера и, как и сегодня, был небольшим, предназначенным для камерных встреч.
Как и сейчас, в 30-е годы и позже, уже после войны, свое совершенно особое место занимал РОЯЛЬ.
Звуки этого благородного господина создавали и создают настроение гостям заведения: то романтичное, а то игривое, задумчивое или энергичное… Традиция званых вечеров с живой музыкой пришла в «LEO» тоже из «Ривьеры». Забегая наперед, скажем, что блестящий черный аристократ, украшенный свечами, видел Любовь Орлову, Фаину Раневскую, Юрия Борисова… Впрочем, о знаменитых гостях заведения мы поговорим чуть позже.

Летом 1938 года Любовь Орлова (11.02.1902 - 26.01.1975) приехала на гастроли в Киев (в те годы она часто гастролировала по стране с творческими вечерами). Любовь Орлова, как истинная звезда советского кино и эстрады, была самой высокооплачиваемой актрисой в СССР, ее концертная ставка составляла 750 рублей.
Однако, летом того же 1938 года «звездная» чета (муж Орловой - режиссер Георгий Александров) решила построить себе дачу во Внукове, а это строительство стоило больших денег. Поэтому в Киеве артистка рекордно повысила цену за свои выступления - до 3300 рублей. Сумма была астрономическая, но Орловой пошли навстречу. На следующий день вечером после концерта Орлова была приглашена в «Ривьеру» для эксклюзивного концерта. И хотя она не была ресторанной певицей, артистка, тем не менее, согласилась. Ведь ей так нужны были деньги для Внуково! А ее концерт здесь таким образом стал чуть ли не единственным и поэтому уникальным в своем роде. РОЯЛЬ, видевший много на своем веку и помнивший еще Вертинского, снова встрепенулся, приосанился под стать звезде…

 Пройдя по ссылке ниже вы сможете посмотреть красивейший видеоролик под аккомпанемент знаменитого рояля.

ВИДЕООТКРЫТКА

наверх