Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Об Анатолии ГАРАНИНЕ

"Московские новости", 27 марта 2013 год - "Москва богемная"
Имя фотографа Анатолия Гаранина (1912–1990) стоит в одном ряду с такими мастерами, как Всеволод Тарасевич, Роберт Капа, Евгений Халдей, Дмитрий Бальтерманц. За 57 лет работы — тысячи публикаций в советских и зарубежных изданиях, участие в сотнях фотовыставок, престижные международные призы. Его карьера фоторепортера началась в 1932 году — он снимал для «Вечерней Москвы», «Иллюстрированной газеты», ставшей в дни Великой Отечественной войны «Фронтовой иллюстрацией», журнала «СССР на стройке», «Советский Союз». Фронтовые репортажи Гаранина — среди лучших фотодокументов второй мировой войны.

Театр был одним из самых сильных его увлечений, и в театральной фотографии ему не было равных. Гаранин снимал в Большом и Малом театрах, в Театре оперетты, в «Современнике», Театре им. Маяковского, разделенном МХАТе. Именно он стал негласным летописцем только открывшегося под руководством Юрия Любимова Театра на Таганке.

В Международный день театра мы публикуем фотографии театральной и культурной Москвы из архива Анатолия Гаранина, переданного в 2009 году его сыновьями Алексеем и Никитой Гараниными РИА Новости.

На фото: советская киноактриса Любовь ОРЛОВА и кинорежиссер Григорий АЛЕКСАНДРОВ. 1937 год.

Подробнее о фотографе Анатолии Гаранине — «Звук мгновенья»

Его интересовала жизнь и люди во всех своих проявлениях. Он виртуозно передавал настроение, состояние, самую суть происходящего. Он говорил, что «цель подлинной фотографии — не остановить время, а продлить мгновение, в результате чего снимок, являющийся подлинным произведением фотоискусства, как бы становится звучащим мгновением». Его снимки действительно звучат — как будто до нас доносятся обрывки разговоров, гул автомобилей, шум города, сценические реплики... Театр был одним из самых сильных его увлечений, и в театральной фотографии ему не было равных. Гаранин снимал в Большом и Малом театрах, в Театре оперетты, в «Современнике», Театре им. Маяковского, разделенном МХАТе. Именно он стал негласным летописцем только открывшегося под руководством Юрия Любимова Театра на Таганке.

«Юрий Петрович — человек очень жесткий, никому, кроме папы, не позволял снимать в театре. Только он умел на снимке передать режиссерский замысел спектакля, на репетиции никогда не выстраивал специально мизансцен, чем грешили многие фотографы», — вспоминает сын фотографа Алексей Гаранин. Собственно, осенью 1964 года он, недавний школьник, первокурсник, и привел отца на Таганку. Впервые попав на спектакль Любимова, Алексей Гаранин с восторгом рассказывал о постановке. Отец воспринял это скептически: «Да брось ты, не может быть сейчас настоящего театра», — тем не менее отправился на Таганку, вооружившись письмом из редакции. С тех пор он не пропустил ни одного их спектакля.

Фото: РИА Новости, Анатолий Гаранин. Советские кинематографисты на встрече с американскими коллегами, 1945. Дополнение автора сайта: слева третья - Франческа ГААЛЬ, рядом с ней Валентина СЕРОВА. В центре - Любовь ОРЛОВА , справа от нее - Татьяна ОКУНЕВСКАЯ. Вторая справа - Софья ДОЛМАТОВСКАЯ. На заднем плане справа стоит - кинорежиссер Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН).

Первая встреча Гаранина с худруком Театра на Таганке была короткой: «Я говорю: снимайте, как хотите, где хотите, сколько хотите, только спектаклю не мешайте. Это было осенью 64-го года. Вот и вся встреча, — рассказывает Юрий Любимов. — Мы никогда не спорили. Он показывал фотографии. Я просто говорил, что мне нравится. Мы разговаривали всегда как говорят профессиональные люди. Кто знает профессию, тот ценит другого, того, кто умеет делать свое. Гаранин умел. Таких мастеров, как он, сейчас маловато. Но таких всегда маловато».


На фото - Владимир ВЫСОЦКИЙ. Справа от него - Анатолий ГАРАНИН

Михаил Сидлин, историк фотографии

— Анатолий Гаранин прекрасно известен как репортер, но как театральный фотограф он известен гораздо меньше. Его фотографии Таганки в лучшие годы театра принадлежат к вершинам российской театральной фотографии. Сейчас театральные фотографии Гаранина незаслуженно забыты, отчасти потому, что эту часть его наследия никогда специально не изучали. Да и вообще его имя отошло на третий план в нашем представлении об истории советской фотографии. Но, конечно, он был фигурой первого плана. Обращение к театральной фотографии в советское время было своеобразным способом бегства от действительности, точнее, социального репортажа, тесно связанного с пропагандой и цензурой. В театральной фотографии было гораздо больше свободы, меньше ощущалось давление идеологии, поэтому многие фотографы совсем уходили в эту область.

В Международный день театра мы публикуем фотографии театральной Москвы из архива Анатолия Гаранина, переданного в 2009 году его сыновьями Алексеем и Никитой Гараниными РИА Новости.

Источник информации

Источник информации

наверх