Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Ирина Данилова. "История неувядающей молодости "
2002 год

cтр.1, стр. 2

В этом году исполняется сто лет со дня рождения Любви Орловой, появившейся на свет 29 января 1902 года. Первым, кто предсказал ее блестящее будущее, был Федор Шаляпин. Он был частным гостем у ее родителей. И однажды стал свидетелем небольшого детского спектакля Грибной переполох, в котором маленькая Любочка играла свою первую роль - Редьку. Эта роль не вошла ни в одну энциклопедическую статью, посвященную великой Орловой. Но именно после нее Шаляпин вдруг взял девочку на руки, слегка подкинул в воздух и произнес пророческую фразу: Эта девочка будет знаменитой актрисой!
      В эту холодную зимнюю ночь ей не спалось. Она встала, набросила на плечи теплый халат и стала бродить по темной комнате. Потом взяла со стола книгу и снова легла. Думала, что книга отгонит волну набежавших мыслей и она наконец-то заснет. Но сон не приходил, а воспоминания душили… Через час она поняла, что все также читает одну и ту же строчку, захлопнула книгу и бросила ее на ночной столик, задев при этом флакончик французских духов. Они упали на пол и рассыпали свой душный аромат по комнате. Она встала и медленно подняла флакончик. И улыбнулась: эти духи ей подарил великий Чарли Чаплин. Она помнила, как он поднес ее руку к своим губам (в тот момент она думала только о том, какая безобразная у нее рука) и сказал: Самой красивой русской актрисе я хотел бы сделать очень скромный подарок… Незаметно мучительные воспоминания отхлынули. Но она-то знала, что ненадолго.
      Это была первая ночь только что наступившего нового 1975 года. И это была одна из тех многочисленных ночей, в которые первая кинозвезда советского кинематографа Любовь Орлова мучалась бессонницей. Эта бессонница пришла сразу же после того, как однажды среди ночи раздался стук в дверь. Она точно помнила, когда это случилось: 4 февраля 1930 года. Молчаливые люди с серыми лицами и обветренными руками заполнили квартиру. Они пришли арестовывать Андрея Берзина, ее первого мужа. Андрей готовился к этому: он был заместителем наркома земледелия, вступил в ряды оппозиции, хотя прекрасно знал, что Сталину нельзя перечить. И все-таки рискнул… И теперь под пристальными взглядами четырех пар глаз трясущимися руками застегивал пуговицы на рубашке, которые вдруг стали такими непослушными и скользкими. Она помнила, как уже в захлопывающуюся дверь Андрей успел ей крикнуть прости, а она побежала к окну, чтобы увидеть, как его выводят. Видела, как темные фигуры вынырнули из подъезда, быстро подошли к черной машине с полузажженными фарами и утонули внутри нее. Машина зарычала, захрустел снег, а потом наступила звенящая тишина. А она все смотрела в окно на след, оставленный на дороге, и на снег, тихо кружившийся перед глазами.
      И в эту новогоднюю ночь снег кружился так же, как тогда, много-много лет назад, нагоняя на нее эти страшные воспоминания. И она боялась подойти к окну: казалось, что там, внизу, стоит машина с полузажженными фарами. И теперь эта машина ждет ее, Любовь Орлову. За что? Да мало ли за что: за то, что была замужем за врагом народа, за то, что родом из дворянской семьи (ее отец был потомком тверской ветви Рюриковичей, а мать происходила из старинного дворянского рода и находилась в родстве с Львом Толстым, чью книгу с дарственной надписью хранили как семейную реликвию).
      Но, конечно же, ничего этого не может быть. Она уже давно замужем за лучшим советским режиссером Григорием Александровым. И они сегодня, как всегда, отметили наступивший год вдвоем в своем огромном доме во Внукове: за десять минут до боя курантов вышли на улицу, поздравили друг друга, поцеловались и долго молча стояли и смотрели на заснеженный лес, держась за руки. Такая встреча Нового года стала уже традицией. С каждым годом и ему и ей все меньше хотелось появляться в шумных компаниях, да и настоящих друзей становилось все меньше и меньше. Они немного погуляли по парку, а когда вернулись домой, Григорий ей сказал:
      - Любочка, хочу пожелать вам спокойной ночи.
      - Вы уже хотите идти? - спросила она, потирая замерзшие руки.
      - Да, знаете, устал что-то сегодня очень. Писал много. - Александров сжал ее руки в своих руках, потом слегка поцеловал в губы. - Спокойной ночи. И с Новым годом!
      И он медленно пошел к себе. Орлова еще какое-то время прислушивалась к его шагам. Всех удивляло, что они, муж с женой, говорят друг другу вы. Но еще большим удивлением и поводом для сплетен служило то, что спят они не вместе.
      Боже мой, это ли является доказательством счастливой семейной жизни? Орлова улыбнулась: она-то знала, что Александров очень ее любит и безумно ревнует ко всем приближающимся к ней мужчинам. Он даже запрещает ее героиням в своих картинах целоваться с другими актерами. А вспомните-ка еще такую актрису, которая за всю свою кинокарьеру ни разу не поцеловала своего партнера по фильму?! Но Александров был против этого. А Орлова не возражала. Она подарила ему свою любовь. А он подарил ей звезду.
      Их свела судьба? Или Орлова заставила судьбу свести ее с Александровым? Кто знает: сам Александров рассказывал, что, подбирая актрису на роль в свой фильм Веселые ребята, он сделал сотни проб, но ни одной не был удовлетворен. Пока ему не посоветовали посмотреть на блиставшую в музыкальном театре при МХАТе в спектакле Перикола 30-летнюю Орлову. И когда он ее увидел, то понял, что пропал. Забыл и о жене, и о ребенке, думал только о ней. А Орлова, почувствовав свою власть над красавцем-режиссером, неожиданно отказалась играть в его фильме. Неожиданно не только для него, но и для себя. Потому что всегда мечтала о киноролях, ей безумно надоела театральная сцена. И даже однажды она пришла на пробы в киностудию, отстояла длинную очередь и, с трудом скрывая свою робость, очутилась перед режиссером - человеком со взглядом решительным и всезнающим. И он вдруг, указывая на ее нос, строго спросил: Что это у вас? Орлова взглянула в зеркало и увидела маленькую родинку, о которой совершенно забыла и которая никогда не причиняла ей никаких огорчений. Ро… родинка, - прошептала она. Не годится! - Решительно заявил режиссер и, перебив робкие возражения актрисы, продолжил, - Знаю, знаю! Вы играете в театре, и родинка вам не мешает. Кино - это вам не театр. В кино мешает все. Это надо понимать!
      И Орлова поняла, что в кино ей не сниматься, а поэтому надо поскорее убраться из студии и больше никогда здесь не показываться. Она дала себя клятву не переступать порог киностудий. Но через пару лет клятва была нарушена: актрису пригласили сняться в двух фильмах, которые, правда, особой славы ей не сделали.
 

Источник информации

наверх