Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Пять интересных фактов о легендарном фильме "Цирк". 25 мая 2013 года

Сегодня исполняется 77 лет со дня премьеры легендарного советского фильма «Цирк» режиссера Г. Александрова, где в главной роли снялась его жена Любовь Орлова — главная, самая яркая звезда Советского Союза.

любовь орлова в фильме цирк

25 мая 1936 года в Зеленом театре Центрального парка культуры имени Горького, на первый показ собралось больше 20 тыс человек. Администрация была вынуждена прибегнуть к помощи конной милиции для соблюдения порядка – все желающие посмотреть кинокомедию никак не помещались на открытой территории для зрителей, так что побоялись возникновения инцидентов.

Сказать что этот фильм пользовался огромным, заслуженным успехом у зрителей – мало.

дунаевский и орловаКартину просто обожали многие поколения советских людей. Музыка из этого фильма, созданная выдающимся композитором Исааком Дунаевским – известна каждому россиянину, а роль Мэри считается одной из лучших киноработ великой Дивы отечественного кинематографа – Любови Орловой.

В 1937 году фильм награжден Гран-При в Париже на международной выставке, а в 1941 году – Сталинской премией.

Сегодня, пользуясь поводом 77-ми летнего юбилея со дня первого показа, давайте вспомним интересные факты, связанные с созданием легендарной киноленты.

Съемочная группа

григорий александровРежиссер фильма Григорий Александров (кстати, ученик С.М.Эйзенштейна и сорежиссер нескольких его работ, в том числе «Броненосца Потемкина»), увидел комедию «Под куполом цирка» в Московском мюзик-холле, нашел авторов пьесы – Ильфа и Петрова, и предложил им создать фильм. ильф и петровЛитераторы с энтузиазмом взялись за дело и даже снялись в крошечном эпизоде*.

К ним присоединился старший брат Евгения Петрова – Валентин Катаев. Три замечательных автора написали выдающийся сценарий, но, завершить до конца не смогли – поругались с Александровым и ушли, запретив даже свои имена указывать в титрах.

исаак бабельАлександров пригласил не менее сильного драматурга – Исаака Бабеля и дописал сценарий.

Одна из последних работ Ильи Ильфа – через 11 месяцев после выхода фильма он умрет от туберкулеза.

СЦЕНАРИЙ КУЛЬТОВОГО фильма "ЦИРК", 1936 год, создан на основе пьесы "Под куполом цирка". 
Премьера пьесы состоялась 23 декабря 1934 года в московском театре Мюзик-Холл. Сюжетная схема пьесы без сколько-нибудь существенных исправлений была перенесена в сценарий Ильфа, Петрова и Катаева. Остались неизменными конфликты. Большинство действующих лиц также перешло из пьесы в сценарий, иногда только сменив фамилии.
По сценарию Ильфа, Петрова и Катаева режиссер Г. Александров поставил кинофильм «Цирк». Во время съемок Ильф и Петров находились в Америке. Писатели вернулись на родину только в конце февраля 1936 года, а 28 января «Комсомольская правда» сообщала, что «режиссер Г.Александров уже закончил съемки картины и приступил к ее монтажу».
Многие изменения и переделки, внесенные режиссером в фильм без ведома авторов, Ильф, Петров и Катаев не приняли. В мае 1936 года фильм вышел на экраны без упоминания имени сценаристов.
Опубликован сценарий только в 1961 году.
Отрывки опубликованы: «Крокодил», 1933, № 22 (под названием «Страдания директора»), № 27 (под названием «100 львов 100»).
Источник информации

ПЬЕСА "Под куполом цирка"

Оператор картины – Владимир Нильсен, попавший к Александрову через мастерскую С.Эйзенштейна создавший вместе с ним фильмы: «Веселые ребята», «Волга-Волга». владимир нильсенЧеловек, следивший за всеми новинками в области кинематографического искусства, переводивший литературу по теории кино, новатор в операторской работе. Через год после выхода фильма на экраны был расстрелян по обвинению в шпионаже и имя его вычеркнуто из титров.

Для Любови Орловой картина открыла дорогу за рубеж. Она стала известной в Европе, выезжала с Александровым представлять советское искусство на все международные фестивали.

В фильме сына-негритенка Мэри (героини Л.Орловой), по сюжету вместе с мамой ставшего эмигрантом, играет Джеймс Паттерсон — сын эмигрировавшего в возрасте двадцати двух лет из Америки в СССР журналиста.

Музыка к фильму

дунаевский и лебедев-кумачПосле прозвучавшей в киноленте песни «Широка страна моя родная», пошли разговоры о том, чтобы сделать ее гимном. Это самая торжественная и известная песня о стране, сочиненная композитором Исааком Дунаевским на стихи Василия Лебедева-Кумача. Она создавалась полгода, в процессе работы были написаны шедевры не вошедшие, в итоге, в фильм, например: «А ну-ка песню нам пропой веселый ветер», использованная потом в картине «Дети капитана Гранта». Всего художниками предложено и отвергнуто Александровым 36 вариантов, пока не родилась гениальная «Песня о Родине».

С 1939 года позывные Всесоюзного радио – первые аккорды этой мелодии, исполняемые на вибрафоне.

 

В кинофильме есть момент, когда зрители передают с рук на руки темнокожего мальчика и напевают ему на разных языках колыбельную.

Куплет на идише спел великий советский режиссер, руководитель Московского театра ГОСЕТ Соломон Михоэлс, садистки убитый (его живого раздавили грузовиком, инсценируя дорожное происшествие) офицерами НКВД, ночью 12 января 1948 г, по личному распоряжению Сталина, (показания Абакумова).

После этого эпизод С. Михоэлсом из картины вырезали, и он был опять добавлен только после смерти вождя.

Герои фильма

Интересно, что имя Мэрион Диксон главная героиня фильма получила в честь Марлен Дитрих, к моменту создания ленты имевшую грандиозную популярность.

А имя импресарио Мэрион – фон Кнейшиц, конечно, же подражание фамилии Джозефа фон Штернберга – режиссера и человека создавшего Марлен Дитрих.

Мэрион, после представления снимает парик и видно, что половина головы у нее темноволосая, а вторая светлая. Такой же эпизод есть и в фильме с участием Марлен Дитрих.

Мужественная Любовь Орлова

Известно, что Любовь Орлова, после знаменитого эпизода с танцем на жерле пушки, попала в больницу с ожогом третьей степени. Он был снят с первого дубля. На второй не хватило бы пленки, и Любовь Петровна об этом хорошо знала.

 

Поэтому, когда согласно хореографическому рисунку ей пришлось сесть на раскаленное стекло (снизу работал мощный прожектор), на ее лице не дрогнул ни один мускул, чтобы не испортить кадр!

Это потом она упала в обморок от боли, а на экране увидеть, что пришлось пережить актрисе, невозможно.

Трюки, аттракционы, декорации

адр из фильма цирк

Аттракцион Мэрион – не выдумка создателей фильма. В 1933 году конструктор Семен Речицкий придумал и построил «Человек Снаряд». Пушка весила 8 тонн и длина ее дула была 6 метров, а дальность полета артиста 14 метров.

У Любови Петровны были две дублерши — одна вылетала из пушки в небо (Вера Буслаева), а вторая под куполом делала акробатические номера (Александра Воронцова).

фильм цирк 1936Для картины на Мосфильме построили настоящий цирк. В одном из самых больших павильонов из 20 вагонов леса.
Вместо зрителей на амфитеатре и ложах сидели куклы вперемежку с небольшим количеством статистов.

Дополнительно от автора сайта:

* Литераторы с энтузиазмом взялись за дело и даже снялись в крошечном эпизоде - Вот уж не знаю, откуда эта информация, ведь Ильф и Петров, разругавшись с Александровым по поводу сценария, убрали свои имена в титрах. Какая съемка могла быть в таком случае? Единственное, что верно: в эпизоде "Колыбельной" песню маленькому Джимми на идише пел великий Соломон МИХОЭЛС. - прим. автора сайта.
О нем читайте в материале, посвященном Соломону МИХОЭЛСУ на этом сайте.

наверх