Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Мариуполь кинематографический

ПР № 143 от 05 Августа 2011 года

В год 75-летия «Цирка» вспоминаем его главных героев – «маму» Любовь Орлову и «сына» Джемса Паттерсона, побывавших в Мариуполе

В текущем году исполняется 75 лет со дня выхода на экраны одного из популярнейших советских фильмов «Цирк» Григория Александрова. Наряду с другими известными и любимыми зрителями фильмами этого режиссера «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна», и «Цирку» была уготована долгая экранная жизнь.  

В этом еще раз убедились и мариупольские зрители, которые встречались в нашем городе с первой звездой советского кино, народной артисткой Любовью Петровной Орловой и ее экранным «сыном» по «Цирку»,  чернокожим  Джемсом Паттерсоном.  

ТВОРЧЕСКИЙ вечер прославленной киноартистки Любови Орловой в июне 1967 года стал знаменательным событием для нашего города. В знойный летний день со всех районов к только что отстроенному Дворцу культуры «Искра» на разных видах транспорта устремились желающие встретиться с любимой народом  артисткой.  Зал был переполнен.  

Пока на экране транслировались кадры из фильмов с участием Орловой, актриса, восхищая зрителей великолепием своего сверкающего наряда, пышной, модной прической, голливудской улыбкой с белоснежными зубами, по-молодому ходила по сцене, комментируя происходящее на экране и рассказывая о себе и тех, с кем довелось сниматься в фильмах. А ведь тогда ей было уже 65 лет! Московскую гостью буквально осыпали цветами почитатели ее таланта. А она, мило улыбаясь,  благодарила всех  и после концерта за кулисами охотно давала автографы всем желающим. 
Такой же энергичной, оптимистичной, обаятельной, весело и настойчиво шагающей в светлое настоящее и будущее была она и в фильме «Цирк».  

Основой фильма явился мюзикл «Под куполом цирка» Катаева, Ильфа и Петрова. Неизменную команду - режиссера Александрова, композитора Дунаевского, поэта Лебедева-Кумача - окрестили орловскими рысаками, поскольку зрители раз и навсегда приняли «Цирк» как фильм Орловой. Песни, которые она пела, пела вся страна. Она стала любимой актрисой Сталина.  

Увы, в последние 20 лет своей жизни Орлова практически перестала сниматься в кино. Но продолжала играть на сцене Театра имени Моссовета. А перед смертью актриса металась в поисках пьесы, с которой она могла бы достойно уйти со сцены и из жизни. Пьеса так и не нашлась… А 29 января (по старому стилю – 11 февраля) 1975 года, в день ее рождения,  Любовь Орлову похоронили. 
После смерти жены Г. Александров вместе с режиссером Е. Михайловой успел сделать документальный фильм «Любовь Орлова», после выхода которого, видимо, посчитал свою миссию на земле выполненной. 16 декабря того же года он скончался в возрасте 80 лет. Похоронили его на Новодевичьем кладбище рядом с могилой Любови Орловой. 

В КИНОФИЛЬМЕ «Цирк» многим на всю жизнь запомнился и чернокожий мальчик Джим, эту роль сыграл Джемс Паттерсон. Он родился в 1933 году в г. Москве. Его отец Ллойд Паттерсон в группе американских деятелей литературы и искусства приехал в 1932 году из США в Советский Союз. В результате поездки неожиданно решил принять советское подданство. Работал диктором радиовещания вместе с человеком-легендой Юрием Левитаном. 

Мать Джемса Вера Ипполитовна Аралова была театральным художником по костюмам. Во время войны отец попал под бомбежку, рано умер.  

В 1935 году режиссер Г. Александров начал съемки  кинофильма «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. Орлова играла в этом фильме роль артистки американского цирка Марион Диксон, гастролирующего в Москве.  По сценарию, Мэри совершила поступок, порочащий белую женщину в глазах американской общественности, – она родила чернокожего мальчика. Ей приходится прятать сына от своего продюсера, ярого расиста, ненавидящего чернокожих. Влюбившись в советского циркового артиста, которого играл замечательный артист Столяров, Мэри приняла решение остаться в Советском Союзе. 

В противовес продюсеру присутствующие в цирке люди с лаской отнеслись к мальчику и стали передавать его из рук в руки, напевая при этом колыбельную песенку на разных языках народов СССР: русском, украинском, татарском, грузинском. Под убаюкивающие звуки песни мальчик уснул счастливым сном.

Ассистенты режиссера долго искали на эту роль маленького чернокожего мальчика. И нашли его в семье Паттерсонов. Тогда ему было чуть больше года. Так Джемс Паттерсон стал известным в стране киногероем. 

Впоследствии Джемс полюбил морское дело, занялся литературной работой, с отличием закончил литинститут. А в 1963 году издал свою первую книгу стихов «Россия – Африка». 

БУДУЧИ членом Союза писателей, он исколесил всю страну. А в одну из таких поездок Джемс Паттерсон побывал в гостях у моряков теплохода «Сергей Смирнов» АМП вместе с творческой группой поэтов Москвы, Донецка и Мариуполя. В этой встрече принимали участие Виктор Логачев (главный редактор журнала «Донбасс»), Василий Мамнев (член литобъединения «Азовье»), Людмила Новоселова (общество книголюбов), московская поэтесса Лариса Фоменко, моряки АМП. Воспоминаниями об этой встрече поделилась бывшая заведующая культбазой профкома АМП Лилия КОРЯКОВСКАЯ:

«Эта встреча произошла в 1987 году. Сначала приезжие поэты читали свои стихи.  Однако все взоры были прикованы к красивому, высокому, с шапкой курчавых, тронутых сединой волос, чернокожему гостю – Джемсу Паттерсону. 

И он не обманул ожиданий. Проникновенно читал свои стихи, такие же романтичные, как и вся его жизнь. Тематика его стихотворений была разнообразна и многопланова, но проста и понятна морякам. Ведь и сам он прошел суровую морскую школу. Затем по просьбе зрителей Джемс рассказывал о себе, живо, эмоционально, не обойдя своего участия в кинофильме «Цирк». 

Моряки не могли не задать вопросов о любимой  актрисе. По словам Лилии Федоровны, Джемс очень тепло вспоминал о своей «второй маме», как он называл великую артистку. Рассказывал, что Орлова и Александров, не имея своих детей, относились к нему, как к родному сыну, и всегда поддерживали во всех его начинаниях. Когда он учился в Нахимовском училище, часто приезжали в Ригу, чтобы с ним повидаться, помогали материально и морально. А на подмосковной даче Орловой и Александрова Джемс всегда был желанным гостем. Любовь Петровна сама заваривала для него крепкий чай, угощала сладостями. До самого конца жизни великой актрисы они были родными и близкими людьми. 

Моряки горячо благодарили Джемса за искренность и открытость, за добрые и понятные стихи и желали ему удачи в его непростой жизни и творчестве. Но, увы, эти пожелания не сбылись в полной мере. Дальнейшая жизнь Д. Паттерсона сложилась не очень удачно. С семьей что-то не ладилось, и Джеймс уехал в Америку. Там и погасла его жизнь, вдали от своей Родины, где он родился и провел большую часть своего существования. Зато навсегда остался в памяти зрителей, где он в фильме «Цирк» спокойно засыпает на руках своей «мамы», народной любимицы Любови Петровны под ее знаменитую колыбельную: 

Сон приходит на порог,
Крепко-крепко спи ты. 
Сто путей, сто дорог
Для тебя открыты…

Наталья ХАРАКОЗ

Источник информации

наверх