Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

От автора сайта: я выражаю огромную благодарность киноведу и журналисту Вадиму Олеговичу БРУСЯНИНУ (1932) за замечательные воспоминания о прекрасной актрисе. И моя громадная благодарность Ольге Колемасовой, Санкт-Петербург, сохранившей и передавшей мне эти уникальные материалы.

Уважаемые читатели, если вы захотите поблагодарить Вадима Олеговича, вы можете написать ему, электронный адрес указан здесь.

Вадим Брусянин: "Вспоминая великую актрису…"
К выходу на экраны фильма «Любовь Орлова»

вадим брусянинУЖЕ девять лет нет среди нас Орловой, в конце прошлого года ушел из жизни Александров, и фильм этот трудно смотреть сегодня без грусти и волнения. В то же время он вселяет гордость, потому что дает возможность снова прикоснуться к магическому таланту, чарующему искусству художников, одаривших миллионы людей удивительно нестареющими лентами.
И еще этот фильм будит воспоминания…
Орлова любила приезжать в наш город с концертами. Когда появлялись афиши с ее именем, поклонники таланта замечательной актрисы жили в предвкушении праздника. И это действительно был праздник – появление красивой, элегантной, всегда молодой Орловой на сценических подмостках. Сначала она пела романсы Мусоргского, затем – песни из фильмов. И хотя концертный репертуар Любови Петровны не менялся  и публика заранее знала, что она будет исполнять, в залах всегда были аншлаги.
любовь орловаАктриса пела и зал восхищенно внимал ей. Когда программа подходила к концу, сидевшие в задних рядах устремлялись, невзирая на запреты билетеров, к рампе. Зал гремел аплодисментами, требовал петь еще и еще. Только после исполнения коронного номера – «Песенки на пушке» из «Цирка» - благодарный зал наконец-то отпускал Орлову.
Затем Любовь Петровна стала бывать в *Ленинграде и с гастролями Театра имени Моссовета. В декабре 1956-го москвичи привезли первый спектакль с Орловой – «Лиззи Мак-Кей». Эта пьеса французского писателя и драматурга Жана-Поля Сартра была подарена автором Любови Петровне, перевел ее Сергей Юткевич, поставила режиссер Ирина Анисимова-Вульф, и актриса многие годы с удовольствием и редкой человеческой щедростью играла Лиззи. После Джесси в «Русском вопросе» К. Симонова, сыгранной Орловой на этой сцене вскоре после войны, роль эта стала ее первой большой театральной работой. Естественно, она вызвала интерес публики.
Мне посчастливилось брать интервью у Любови Петровны для газеты «Смена». Орлова всегда останавливалась в «Астории», и когда журналист пришел к ней, его, извинившись, попросили немного обождать: Любовь Петровна занималась обязательным каждодневным тренажем у балетного станка. И вот она вышла – маленькая стройная женщина в черном свитере, очень простая, домашняя, и у корреспондента, только начинавшего тогда газетную работу, пропало волнение.
любовь орловаРазговор сама собой зашел о  спектакле. Орлова сказала, что сыграла Лиззи уже восемьдесят пять раз, но ежевечерне выходит на сцену словно впервые, и всегда волнуется и стремится в каждое исполнение внести что-то новое. Вот и к поездке на ленинградские гастроли специально подготовила песенку Лиззи, которую та поет, занимаясь приборкой. С какой же предельной творческой отдачей жила Орлова на сцене, с каким молодым чувством играла и как всегда сострадала Лиззи! Ее героиня тяготилась своим ремеслом, мечтала о настоящей любви и не могла примириться с жизнью, в которой все покупается и все продается. Это была неимоверно трудная роль. «После спектакля я чувствую себя словно выжатый лимон, - сказала тогда Любовь Петровна. – Но актриса не имеет права терять форму, и кого бы она ни играла, даже такую вот заблудшую Лиззи, обязана быть элегантной.»
Каждый новый спектакль с Орловой театр привозил в Ленинград: и «Кукольный дом» Г. Ибсена, и «Милого лжеца» Д. Килти. Вот только героиню спектакля «Странная миссис Сэвидж», ставшую последней ее сценической работой, она в нашем городе не играла. Но в фильме «Любовь Орлова» есть кинокадры из так и неосуществленной ленты по этому спектаклю, и видя их, мы убеждаемся, что время было не властно над этой актрисой. Она всегда оставалась воплощением женственности и красоты – как на той последней прижизненной фотографии, где ей 72 года, с которой начинается фильм. (1984 год)


"Любови Орловой исполнилось бы девяносто…"

любовь орловаЕСЛИ БЫ судьбе было угодно, и Любовь Петровна оставалась сегодня с нами, вряд ли бы 11 февраля отмечался этот ее юбилей: ей, великой нашей актрисе, всегда было «тридцать девять лет и ни на один день больше!» Недаром эта ставшая знаменитой фраза из «Милого лжеца», которую произносила Патрик Кемпбелл – Орлова, неизменно вызывала благодарные аплодисменты зала. Орлова была неподвластна времени и возрасту, и не потому ли так трудно было принять весть о ее кончине тогда, в конце января 1975-го…
Об Орловой столько сказано и написано, поклонники актрисы знают ее фильмы на память, и в том числе лучшее, на мой взгляд, ее  создание – Марион Диксон из «Цирка». Что тут можно добавить? Потому я хочу вспомнить о встрече с Любовью Петровной в далеком уже 56-ом, когда в конце декабря она приехала в наш город на гастроли с Театром имени Моссовета и играла в спектакле «Лиззи Мак-Кей» по пьесе французского драматурга Жана-Поля Сартра.
Я каким-то образом порвался на одно из представлений, был в восторге от щедрого таланта актрисы, которая в свои пятьдесят с лишним лет была на сцене обворожительно-молодой, красивой  и, как казалось, до предела выкладывавшейся в этой роли, требовавшей неимоверной физической нагрузки. И я решил взять у Любови Петровны интервью.
Она всегда останавливалась в люксе гостиницы «Астория». Я позвонил ей, представился корреспондентом молодежной газеты «Смена» и запинаясь от волнения, попросил уделить мне время для встречи. Любовь Петровна закашлялась. Затем извинилась, объяснив, что завтракает и, видимо, что-то «попало не в то горло». И…мгновенно разрядила обстановку согласием на встречу.
орлова и сартрЯ примчался на Исаакиевскую площадь, поднялся к ней в номер. Меня попросили немного обождать. И вот Она вышла! В черном пуловере, стройная, приветливо улыбнулась молоденькому журналисту во флотском бушлате, чтобы как-то его подбодрить. А я, как и Виктор Мережко, рассказывавший недавно в телевизионной «Кинопанораме» о подобной ситуации, тоже не сводил с нее глаз, хотя и боялся оказаться неучтивым.
Передо мной была женщина из легенды, кумир миллионов моих сверстников, и, я уверен, мои ровесники поймут меня. Любовь Петровна сказала, что сыграла Лиззи уже восемьдесят пять раз, но каждый спектакль для нее словно премьера. Она всегда волнуется, выходя на публику. А потом, когда занавес закрывается, чувствует себя как выжатый лимон, но счастлива, если доставила людям радость. Орлова добавила, что любит ленинградского зрителя, и не случайно приезжает в наш город довольно часто либо с концертами, либо с театром.
Замечу, что Лиззи Мак-Кей Любовь Петровна сыграла без малого пятьсот спектаклей, а на четырехсотом, юбилейном, побывал сам Сартр, написавший актрисе на своей фотографии по-французски: «Мадам Орловой с уважением и признательностью за блестящее исполнение ею роли Лиззи».
Счастливый, я не смел злоупотреблять вниманием актрисы. И прощаясь, попросил ее оставить автографы на принесенных мною фотографиях. (1992 год)

В. Брусянин

* примечание (от автора сайта): Ленинград - название Санкт-Петербурга в советские времена.

Колоризация фотопортретов актрисы - AFD group, 2012

наверх