Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Народная любовь / Прямая речь / Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Л. ОРЛОВА
Народная артистка РСФСР
Лауреат Сталинской премии

ЗРИТЕЛЬ И АКТЕР СОВЕТСКОГО КИНО - часть 1 , часть 2 , часть 3 , часть 4

Особое место в моей творческой биографии занимает роль американской цирковой артистки Марион Диксон в кинофильме «Цирк». Я никогда не была в Америке, не видела американского цирка, но мне пришлось видеть гастролирующих в наших цирках американских артистов. Кроме того, я читала книги и видела множество американских кинокартин, из которых у меня и сложилось представление об образе Марион Диксон.
Но для того, чтобы быть циркачкой в картине, мне пришлось и в жизни заниматься цирковыми упражнениями на трапеции и научиться жонглировать так, как это требовалось по роли.
Я решила говорить только по-русски, но с американским акцентом. Для этого я познакомилась с американкой, которая плохо говорила по-русски, и долго изучала ее ошибки в произношении, провоцируя ее на произношение именно тех слов, которые мне нужно было говорить в картине.
Все эти детали, из которых складывается образ той или иной женщины, требуют большой, вдумчивой и кропотливой работы. Почти в каждом фильме я пела новые песни, в которых выражались чувства советского народа. И я старалась не просто спеть их. Я старалась через музыку и слова выразить те душевные волнения, ту любовь и гордость за нашу страну, которые испытываем мы все, принимая участие в ее строительстве. И мои песни  становились популярными и любимыми после выхода картин на экран.
Работая над песней, я всегда внимательно и серьезно относилась к слову. Особенное значение приобретает слово, переданное с экрана. Оно идет в широчайшие народные массы, и поэтому должно быть предельно выразительным, близким каждому. Таким качеством обладают слова песен В.И. Лебедева-Кумача. Поэт всегда стремился дать своей песни нужные краски, всегда прислушивался к мнению актера, привлекал его как будущего исполнителя к работе над песней. Я с большим волнением и благодарностью вспоминаю свою работу с Лебедевым-Кумачом.
Бывало так: работаешь над ролью, стараешься раскрыть для себя е внутреннее содержание, подходишь к песне, объясняешь поэту значение  песни для образа и как она должна помочь образу  в целом. Василий Иванович никогда не шел на  поводу своего авторского самолюбия. Если необходимо  было еще и еще раз поработать над одной и той же песней, он, не жалея сил, всегда переделывал свои произведения, добиваясь совершенства.
Работая над «Песней о Родине», он написал более 30 вариантов.. Так работать над словом песни можно, лишь относясь с большим уважением к слушателю, с большой любовью к народу, для которого эта песня предназначена, для которого эта песня сотворена.  Так работать над песней мог лишь истинный патриот своей родины, которому дорого, чтобы слово его пошло в массы, чтобы слово его оценил и одобрил народ.
Никогда не забыть мне эпизода, случившегося в дни исторического Чрезвычайного VIII съезда Советов, когда товарищ Сталин в Кремлевском дворце делал доклад о проекте Конституции СССР. Вся страна с волнением слушала великие слова. Поэт в этот день был болен. Слушая доклад по радио, я решила позвонить ему.
- Василий Иванович, у вас радио работает, вы слушаете?
- Да, про болезнь забыл, - ответил Лебедев-Кумач, - я слушаю и запоминаю каждое слово…
И самое замечательное, что сразу же после доклада, не успели еще остыть лампы радиоприемников, поэт написал новые строки «Песни о Родине»:
За столом никто у нас не лишний
По заслугам каждый награжден
Золотыми буквами мы пишем
Всенародный Сталинский закон.
Этих слов величие и славу
Никакие годы не сотрут.
Человек всегда имеет право
На ученье, отдых и на труд.
Эта песня стала одной из любимейших песен советского народа. После выхода фильма песня была подхвачена советской молодежью, красноармейскими и краснофлотскими хорами и понеслась по просторам советской земли, ибо слова ее отвечали мыслям и чувствам советских людей.
Перед поющим киноактером стоит чрезвычайно важная задача – впервые исполнить песню так, чтобы раскрыть ее идейное содержание, идейную сущность и красоту, спеть ее так, чтобы не только поддержали зрители, а насытить  ее чувством, ярко выявить смысл  и содержание, зажечь, пробудить чувство радости и патриотизма, и тогда каждый запоет ее по-своему, и песня станет любимой.
Конечно, для этого песня должна быть хорошей не только по содержанию, но и по музыке.
И музыка в советских фильмах – это не только форма; наша музыка осмыслена, идейна, национальна. Только тогда, когда в музыке есть эти качества, народ понимает песню, берет ее и делает своей…
Таковы песни композитора И.О. Дунаевского, который так много сделал для советского кино; песни его до сих пор звучат и на экране и на демонстрациях в дни праздников и побед.
Первые такты «песни о Родине» - «Широка страна моя родная» стали позывным сигналом радио Москвы. Это большая награда для советского художника и большая честь.

часть 1 , часть 2 , часть 3 , часть 4

наверх